ЛАБЗИН Александр Фёдорович - Страница 2

Ложа А.Ф. Лабзина, строгая и дисциплинированная, серьёзно занималась усвоением библейских текстов, просветительством и благотворительностью. К тому времени Александр Фёдорович уже имел чин статского советника и служил одновременно в нескольких учреждениях: Коллегии иностранных дел, а также в Департаменте морских сил и в Академии Художеств, куда был определён конференц-секретарём Императором Павлом I. В Академии Художеств А.Ф. Лабзин прослужит 23 года, достигнув поста вице-президента. «Умирающий Сфинкс» – ложа мыслящих, одарённых и влиятельных людей. Особенно здесь было много представителей из мира искусств и просвещения. В ложе находили творческий приют живописцы Дмитрий Григорьевич Левицкий и Владимир Лукич Боровиковский, Иван Потапович Чернов и С.А. Венецианов. Тут же заседали архитекторы Андрей Никифорович Воронихин и Александр Лаврентьевич Витберг, членами этой масонской мастерской были также граф Михаил Юрьевич Виельгорский и князь Гавриил Петрович Гагарин вместе с сыном Павлом Гавриловичем. Все беспрекословно подчинялись Великому Мастеру, высокочтимому брату. Ложа проводила ещё и частные встречи с новыми людьми, для знакомства. Одну из них (1808 г.) колоритно описал Сергей Тимофеевич Аксаков в очерке «Встреча с Мартинистами». Бог для всех – един и лишь «внутренний человек», исповедующий «религию сердца», а не разума, постигает истину и полноту божественных откровений. В годы всеобщего увлечения мистицизмом это внушение находило многих приверженцев. В «Материалах к библиографии А.Ф. Лабзина» читатель найдёт длинный список подобных русских изданий. Помимо сокровенного смысла в этих писаниях исследователи чувствуют свежесть языка, обилие новых понятий и терминов. Кроме оригинальных и переводных книг А.Ф. Лабзин взялся издавать духовно-нравственный журнал «Сионский Вестник». По существу, этот философский ежемесячник христианской направленности был в России первой попыткой. В январе 1806 г. такой журнал подписчики получили. Появились восторженные отклики на выход необычного издания: даже духовные лица поначалу одобрили, а бедные из них, к примеру, лаврский архимандрит Филарет (Дроздов), и вовсе переписал номер от руки. «Сионский Вестник» 1806 г. составлялся почти исключительно А.Ф. Лабзиным из оригинальных его статей, либо из переложений и переводов. Но были и включения сторонние, созвучные мыслям самого издателя. Так, в августовском номере «Сионского Вестника» появилась одна из первых публикаций Григория Саввича Сковороды «Начальная дверь ко христианскому добронравию». Исследователи отмечают, что все номера своего журнала за 1806 г. А.Ф. Лабзин подписывал вымышленным именем: Феопемпт Мисаилов. Делалось это для того, чтобы читатели без предубеждения относились к напечатанному. С каждым номером «Сионский Вестник» всё больше наживал разного рода недоброжелателей: духовные смущались рассуждениями о равноправии конфессий, некоторых сановников и царедворцев раздражали брошенные мимоходом предсказания, например, о новом мировом властелине – Наполеоне, пожинающем лавры Аполлона (сравнивали по созвучию), об эсхатологических признаках конца света. Появились недовольные и среди синодалов. Император поручил князю Александру Николаевичу Голицыну рассмотреть публикации, а тот на ту пору ещё не проникнутый мистицизмом, во всём непонятном видел крамолу (журнал закрыли на сентябрьском номере).

 



 
PR-CY.ru