ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ - Страница 3

Масштабный исторический труд, в котором Лиутпранд Кремонский ставил задачу изложить «деяния императоров и королей всей Европы», не был окончен; в существующем виде состоит из шести книг. С помощью этого сочинения автор стремился зарекомендовать себя при оттоновском дворе, продемонстрировав лояльность, образованность, опытность в политических и дипломатических делах. Основное внимание уделено сюжетам германской и итальянской истории конца IX – первой половины Х вв., главные темы: прославление могущества правителей Саксонской династии, разоблачение преступлений итальянских властителей, прежде всего, Беренгария II Иврейского, оправдание вторжения Оттона I в Италию. Лиутпранд Кремонский прямо упоминал о руководивших им личных мотивах: стремлении отомстить своему врагу Беренгарию II Иврейскому и отблагодарить покровителя Оттона I. Важную роль в описании неблагоприятной политической обстановки в Италии играет повествование об упадке папства в так называемый период порнократии. В сочинении затрагиваются и другие темы, значительное внимание уделено описанию событий византийской истории, приводятся сведения о ряде регионов, в том числе о Древней Руси (данные об этнонимике, наиболее подробное сохранившееся описание нападения князя Игоря на Константинополь в 941 г.). «Антаподосис» исследователи считают уникальным примером соединения латинского и греческого языков в повествовательной прозе (включает пространные фрагменты на греческом языке, часто используется греческая лексика, не типичная для средневековых западных сочинений). Текст содержит ряд авторских поэтических отступлений, множество отсылок к Священному Писанию, трудам античных и раннесредневековых авторов (приведены цитаты из сочинений Теренция, Цицерона, Саллюстия, Вергилия, Горация, Овидия, Квинтилиана, Персия, Марциала, Ювенала, Пруденция, Августина Блаженного, Боэция, Кассиодора, Иордана и других авторов; использованы сочинения каролингских и итальянских писателей IX – первой половины X вв.). Исследователи отмечают, что назидательный характер, настойчиво проводимый мотив неизбежного божественного воздаяния за добрые и злые деяния придают «Антаподосису» сходство с гомилетической литературой (заметны параллели с «Пасхальной гомилией», создававшейся в те же годы). «Пасхальную гомилию» («Homelia Paschalis») – проповедь, созданная Лиутпрандом Кремонским предположительно во время его пребывания при дворе Оттона I в Германии – исследователи считают уникальным для данного периода примером антииудейской полемики; автор риторически обращается к собеседнику-иудею, опровергая его аргументы против догматов о Воплощении, об Искуплении и о Троице. Проповедь, адресованная, в первую очередь, клирикам, отражает глубокие познания автора в богословии (особенно заметно влияние Августина Блаженного); она написана живым языком и направлена на непосредственный контакт с аудиторией, чему способствуют диалогическая форма, риторические приёмы, полемическая заостренность. Это сочинение позволяет исследователям рассматривать Лиутпранда Кремонского в одном ряду с наиболее значительными богословами X в. – Аттоном из Верчелли (ум. в 960 г.) и Ратгером Веронским (ум. в 974 г.). Сочинение о противостоянии Оттона I с Папским престолом в 963–964 гг. осталось незавершённым; заглавия присвоены позднейшими публикаторами – «История Оттона» («Historia Ottonis»), «Деяния Оттона» («De rebus gestis Ottonis»).

 



 
PR-CY.ru