ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, четвёртый - Страница 5

В канонах четвёртого Латеранского собора затрагивались взаимоотношения с православными церквами. Строго осуждалась распространённая «среди греков» практика «очищения» (букв. – «омовения») алтарей, на которых служили по латинскому обряду, и перекрещивания тех, кто были крещены католиками (канон 4). Провозглашался примат папы Римского как главы Вселенской церкви, устанавливался иерархический порядок восточных патриархатов: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Патриархи были обязаны присягнуть папе Римскому и получить от него палий (канон 5). Четвёртый Латеранский собор ввёл или подтвердил меры, направленные на поддержание церковной дисциплины. На уровне церковных провинций и диоцезов следовало ежегодно созывать Соборы (канон 6). В юрисдикцию епископов было передано рассмотрение дел о преступлениях каноников (раньше такие дела решал капитул; канон 7). Устанавливались процессуальные нормы расследования в случае обвинения католических прелатов в уголовных преступлениях, влекущих за собой извержение из сана, и канонических нарушениях, получивших широкую огласку и послуживших соблазном пастве (канон 8). Для городов и областей с многонациональным населением допускалось назначение епископских викариев, которые могли осуществлять пастырскую деятельность и проповедовать на разных языках (канон 9). Ряд важных решений касался монашества. Всем Орденам предписывалось по образцу цистерианцев иметь генеральный капитул, созываемый раз в три года. Руководство Орденов должно было организовывать регулярные визитации обителей и следить за поддержанием дисциплины (канон 12). Запрещалось создание новых монашеских Орденов (канон 13). Несколько постановлений были посвящены урегулированию отношений между монахами и епископами (каноны 57–58, 60–61). В частности, аббатам запрещалось узурпировать права епископов: рассматривать дела, касающиеся брака, накладывать епитимью, издавать индульгенции (канон 60). С целью реформирования церкви предполагалось принять меры по активизации проповеднической и образовательной деятельности. Развивая постановление третьего Латеранского собора (1179 г.), четвёртый Латеранский собор предписывал иметь учителей не только при каждом кафедральном соборе, но и при любой церкви, располагающей достаточными средствами. При архиепископских кафедрах следовало иметь теолога, магистра богословия, который бы наставлял пресвитеров и др. в Священном Писании (канон 11). Епископам предписывалось назначать помощников и заместителей, которые бы могли проповедовать и принимать исповедь (канон 10). В борьбе против злоупотреблений среди духовенства четвёртый Латеранский собор, в основном, повторял и уточнял постановления предшествующих Соборов начиная со времени григорианской реформы (каноны 14–17).

 



 
PR-CY.ru