ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, четвёртый - Страница 8

Тогда же каноны стали использовать в преподавании канонического права в школах и университетах; каноны четвёртого Латеранского собора нашли широкое отражение в руководствах для проповедников. К концу 1210 гг. аппараты глосс на каноны четвёртого Латеранского собора составили Иоанн Тевтон, Винцентий Испанский, Дамас Венгерский, анонимные авторы сборников «Casus Parisienses» и «Casus Fuldenses». Значение канонов четвёртого Латеранского собора выходило за рамки юридических штудий. В последующие годы ряд Соборов в отдельных провинциях и диоцезах способствовали внедрению решений четвёртого Латеранского собора в церковную жизнь большинства стран Европы. В Англии широкое распространение получили постановления Собора, созванного в Солсбери (между 1217 и 1219 гг.) епископом Ричардом Пуром (епископ Солсберийский в 1217–1228 гг.; епископ Даремский в 1229–1237 гг.), а также Собора церковной провинции Кентербери, созванного архиепископом Стефаном Лангтоном в аббатстве Озни близ Оксфорда (апрель 1222 г.). В постановлениях Соборов содержалось прямое требование епископам обнародовать каноны четвёртого Латеранского собора в своих диоцезах и способствовать их претворению в жизнь. Подобным образом решения четвёртого Латеранского собора стали обязательными во Франции, на германских землях и на Пиренейском полуострове, в меньшей степени – в Венгерском королевстве и Польше. Наибольшее значение имели постановления о регулярной исповеди и причащении, поддержании в порядке храмов, правилах избрания на церковные должности, об укреплении авторитета епископов, упорядочивании церковного судопроизводства, а также изложение католического вероучения. Однако более радикальные и конкретные постановления четвёртого Латеранского собора, например, централизация монашеских орденов, были реализованы не полностью или остались нереализованными. Экстраординарный масштаб четвёртого Латеранского собора сознавали как современники, так и историки и юристы позднего Средневековья. В постановлениях Констанцского собора (1414–1418 гг.) четвёртый Латеранский собор наряду со вторым Латеранским собором (1274 г.) и Вьеннским собором (1311–1312 гг.) приравнивался к Вселенским соборам Древней церкви (sancta octo в католической традиции). В «Хронике» Андрея Регенсбургского (XV в.) четвёртый Латеранский собор был назван IX Вселенским собором католической церкви. Такой же статус ему приписывали католический святой Антонино Пьероцци, архиепископ Флоренции (ум. в 1459 г.), в сочинении «Сумма теологии» (издано в 1477 г.) и кардинал Доменико Джакобацци (ум. в 1528 г.) в «Трактате о Соборе» (издан в 1538 г.). Особенно широкое распространение практика составления ретроспективных перечней вселенских Соборов католической церкви получила у католических исследователей и полемистов во второй половине XVI в. в связи со спорами о статусе Тридентского собора (1545–1563 гг.) и его решений. Впервые четвёртый Латеранский собор как XII вселенский Собор католической церкви обозначил французский эрудит Арно де Понтак, епископ Базаса (ум. в 1605 г.), в сочинении «Хронография» (Париж, 1567 г.). В 1595 г. в Риме была образована Конгрегация по изданию актов Соборов (Congregatio super editione concilorum generalium), усилиями которой в 1608–1612 гг. было опубликовано собрание материалов Соборов (в том числе и четвёртого Латеранского собора), признаваемых Римско-католической церковью вселенскими (так называемый Editio Romana).



 
PR-CY.ru