ЛАВРЕНТИЙ - Страница 31

Существуют варианты, когда сцена мученичества показана в прямоугольной пылающей печи. Так Лаврентий изображён, например, на западной стене капеллы Санкта-Санкторум в Риме (1278–1280 гг.). Кроме того, исследователи встречают такой вариант сцены (обычно в минейных циклах), на котором представлена полуфигура святого в языках пламени (например, в настенном минологии церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Сербия, Косово и Метохия, около 1320 г., на северной стене северного рукава). На мученическую кончину святого указывают также венец (мозаика на южной стене нефа церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, 560 гг., где Лаврентий представлен среди других мучеников, он держит венец в покровенных руках) и пальмовая ветвь (чеканное изображение Лаврентия в далматике, с решёткой, на лицевой створке серебряного оклада рукописи в библиотеке Манчестерского университета (X в., Трир, Германия)). В «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фуроноаграфиота в минейной части «Как изображаются страдания мучеников…» отсутствие конкретики в описании мучений может предполагать знание художником Житий святых, которые «скончались в разных муках» (возрастная характеристика Лаврентия – «с бородой едва показавшейся»). В декоре храмов, воспроизводящих традиционную византийскую систему росписи, образы святых диаконов помещаются непосредственно в алтаре или в пространстве вимы, где они фланкируют изображения святителей. В контексте литургической композиции диаконам отведена роль сослужащих во время богослужения. Такая иконографическая схема предполагает парное размещение фигур диаконов, представленных в одеждах, соответствующих их служению. В подобного рода композициях Лаврентий в правой руке держит кадило, в покровенной левой – дарохранительницу. Примеры: фреска на восточной стене нефа храма Успения Пресвятой Богородицы в Атени Сиони, Грузия (XI в.) – юный, безбородый, узкая полоска тёмно-вишнёвого ораря резко контрастирует с белым далматиком, дарохранительница в непокрытой руке; в росписи пещерного храма святителя Николая (Кьеза-Рупестре-ди-Сан-Николо) в Моттоле, Апулия, Италия (XI в.?) – на участке северной стены, примыкающей к алтарю, Лаврентий со святителями Василием Великим и Николаем Чудотворцем предстоит Божьей Матери, в красном далматике с мелким крещатым узором; на мозаике северной предалтарной стены собора в Чефалу, Сицилия (1148 г.) – в ряду святых диаконов, молод, различимы наметившиеся бородка и усы, в правой руке держит крест, левой прижимает к себе кодекс; на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (1183–1189 гг.) Лаврентий представлен в первом ярусе центральной апсиды, справа от алтарного окна, в паре с архидиаконом первомучеником Стефаном (слева), в рост, фланкирующим центральные фигуры святителей – без бороды, с тонзурой, в белом далматике, в левой руке держит кадило, в покровенной правой – кодекс;

 



 
PR-CY.ru