ЛАВРЕНТИЙ - Страница 34

В иконописи: на синайском диптихе (вторая половина XI – XII вв., Константинополь, пинакотека монастыря великомученицы Екатерины на Синае) – в рост. Иногда кодекс в руках святого заменяет развёрнутый свиток, как, например, на образе Лаврентия, гравированном по золочёной меди на полях переносного алтаря-раки работы нижнесаксонского мастера (XII в., Британский музей, Лондон). В древнерусском искусстве ранние образы святых диаконов традиционной византийской иконографии (в белом далматике, с орарем, в левой руке кадило, в покровенной правой – дарохранительница) сохранились в монументальной живописи: в мозаиках собора Святой Софии в Киеве (1040 гг.) – изображён парно с архидиаконом Стефаном, их фигуры находятся в одном ряду со святителями в алтарной апсиде, Лаврентий с наметившимися усами и бородой; в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.) – в центральной апсиде на северной стене, парный образ – архидиакон Авив на южной стене. В ряде случаев, когда надписание имён не сохранилось, образы святых диаконов исследователи идентифицировать не могут из-за сходной возрастной характеристики и атрибутов диаконского служения (например, наиболее ранние – образы на фресках алтаря придела архангела Михаила собора Святой Софии в Киеве и на откосе арочного прохода в диаконник собора Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125 г.). В искусстве XVI–XIX вв. изображение Лаврентия нередко помещают на северной или южной двери иконостаса: например, в диаконник в Преображенской церкви погоста Попково (Галичский район Костромской области; 1784 г., Костромской государственный областной историко-архивный музей-заповедник). Исследователям известны случаи помещения его образа на царских вратах, например, в нижнем ряду оглавных образов (на правой створке слева вместе с Авивом, Стефаном и Евплом?) в церкви св. Харитона Исповедника в Москве в Огородниках (конец XVII в.) – уникальное изображение седовласым мужем, на лбу глубокие залысины, с окладистой бородой средней длины (атрибутирован по надписи). Образ Лаврентия представлен и на шитых орарях в числе других святых диаконов: (например, орарь 1667 г., вклад А.И. Строгановой в Троице-Сергиев монастырь; орарь конца XVI в., мастерская Дмитрия Ивановича Годунова (?), Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).

 



 
PR-CY.ru