ЛАВРЕНТИЙ - Страница 30

Лаврентий – молодой человек с едва показавшейся бородой, облачён в хитон и гиматий, на ногах сандалии, в левой руке держит раскрытую книгу с надписью на латыни «Dispersit dedit pauperibus» («Он расточил, раздал нищим») – эта фраза напоминает о благословении Лаврентия папой Сикстом раздать нищим деньги, вырученные за церковные сокровища, в то же время является строками из Пс. 111:9; в левой руке у него крест на длинном древке; правую руку Лаврентий возложил на плечо папы Пелагия II, строителя базилики, представляя его Христу. Вместе с первыми предстоятелями Римской кафедры Лаврентий изображён на мозаике в конхе апсиды (1140–1143 гг.) в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: он молод, с «едва показавшимися» усами и бородой, волосы тёмные, короткие, с тонзурой, на нём орнаментированный далматик, поверх которого накинут гиматий, в левой руке держит кодекс и крест на длинном древке. На мозаике триумфальной арки (около 1118 – 1119 гг.) церкви Сан-Клементе Лаврентий представлен сидящим рядом с апостолом Павлом; он в диаконском облачении (в орнаменте далматика использован узор, напоминающий языки пламени, поверх далматика – хитон), в левой руке – крест, укреплённый на длинном древке, в правой – свёрнутый свиток, который он упирает в колено, под ногами решётка с языками пламени, орудие его мучения, обут в красные туфли, украшенные орнаментом. Отдельное отражение в искусстве нашла сцена мучения святого. Характерным атрибутом мученичества Лаврентия стал гридирион – решётка разнообразных размеров и форм, обычно на невысоких ножках. Исследователям широко известен мозаичный образ Лаврентия второй четверти V в. в люнете мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (раньше – капелла при базилике Санта-Кроче, исследователи полагают, что первоначально была посвящена Лаврентию). Святой представлен в белом гиматии и бледно-голубом хитоне, он готов взойти на решётку, под которой пылает огонь. На правом плече несёт золотой крест, в левой руке держит раскрытую книгу. С противоположной стороны – шкафчик, на полках которого лежат четыре Евангелия. Эту сцену исследователи трактуют как выбор Лаврентием мученичества по примеру Спасителя; уподобление Христу могло также стать причиной появления в качестве атрибута Лаврентия креста на длинном древке (ср., например, мозаики с образом Христа в люнете нартекса в Архиепископской капелле (494–519 гг.) в Равенне и Лаврентия в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере). В сцене мученичества Лаврентий может быть представлен обнажённым, лежащим на решётке. Так, юным и безбородым в крипте аббата Епифания (824–842 гг.) в монастыре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (близ Беневенто, область Молизе; живопись IX в., неизвестный художник так называемой школы аббатства Монте-Кассино) или на медной золочёной гравированной пластине с выемчатой эмалью, входившей в убранство переносного алтаря (сцены «Осуждение святого Лаврентия» и «Мученичество святого Лаврентия», XII в., неизвестный мастер из Хильдесхайма; Художественный музей, Кливленд). Исследователям известны также сцены страстей святого, где Лаврентий представлен зрелым мужем с бородой (нижняя часть скульптурного тимпана, XIII в., собор Сан-Лоренцо в Генуе; миниатюра из Евангелия XII в., монастырь Пресвятой Богородицы на горе Ноннберг в Зальцбурге).

 



 
PR-CY.ru