КИРИЛЛ ВЕЛИКИЙ - Страница 9

Несторий отвечал тем, что потребовал  Кирилла, от имени и с согласия императора, к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, Кирилл Александрийский изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников и в то же время отправил императору и его сёстрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия (Пульхерия) приняла сторону Кирилла Александрийского, но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии Кирилл писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утончённых религиозных вопросов. Со стороны Кирилла это оказалось большой политической ошибкой, поскольку между императором и женскими апартаментами дворца установилась неприязнь. Феодосий стал писать Кириллу в тоне совершенно раздражённом, и его точка зрения стала совпадать с точкой зрения Нестория и восточных богословов. Опираясь на поддержку папы Римского Целестина I (422–432 гг.), Кирилл созвал в Александрии Собор и в послании к Несторию предложил ему формулу, в которой он должен был отречься от своих заблуждений – так называемые анафематизмы Кирилла Александрийского. По-видимому, именно в это время Исидор Пелусиот потребовал от Кирилла «под предлогом благочестия не производить в церкви вечного раздора», а монахи потребовали созыва Вселенского собора. На Собор Несторий готовился с радостью, убеждённый в торжестве своего дела, в том, что открытая борьба со своим противником на Соборе очистит его от всяких нареканий. Посланию Кирилла Александрийского он не придал никакого значения, полагая, что с передачей дела на суд Вселенского собора приостанавливается и отменяется всё, сделанное на Соборах частных. В своём осуждении в Риме он видел следствие, с одной стороны, простоты, догматической непроницательности папы Целестина, с другой – интриги Кирилла. В действиях против него Александрийского епископа он видел не единичный случай, а лишь один из моментов исторически унаследованной политики александрийских иерархов, – лишь один из фазисов того гонения, которое египтяне последовательно воздвигали против Антиохийских епископов Мелетия I (360–381 гг.) и Флавиана I (381–404 гг.) и против Константинопольских патриархов Нектария (381–397 гг.) и Иоанна (398–404 гг.). Епископы были приглашены в Эфес, где 27 июня 431 г. епископы антиохийского округа (сторонники Иоанна I Антиохийского; 428 – 441/442 гг.) в присутствии представителя императора Флавия Кандидиана (командира гвардейского корпуса) низложили Кирилла Александрийского и отлучили его от церкви. Эфесский собор, который вошёл в историю под названием третьего Вселенского, кончился временным разрывом общения между Александрийской и Антиохийской церквами. Причины этого лежали, во-первых, в самом характере богословского вопроса и отношения к нему восточных епископов; во-вторых, в бестактном образе действия византийского правительства, что отразилось, прежде всего, в неопределённости программы (внешней процедуры) Собора. Восточные иерархи вообще считали Нестория костью от кости своей и полагали, что в его учении есть, может быть, преувеличения, недомолвки, ошибки, но нет еретического заблуждения. Их учение имело сродство с системой Нестория, и они выразили солидарность с ним тем, что стали искать заблуждения у Кирилла Александрийского.

 



 
PR-CY.ru