КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА, Клюнийское движение - Страница 5

Политические перемены такого размаха не могли бы состояться без сопоставимых перемен в экономике и связанной с ней общественной структуре. Однако исследователям трудно определить их отношение к политическим переменам: иногда они представляются им причинами, иногда – условиями, а иногда и следствиями. Так или иначе, но конец XI в и XII в. были периодом сильного ускорения экономического развития в Западной Европе. Новые достижения техники и новые методы обработки земли способствовали быстрому росту производительности сельского хозяйства и вследствие этого расширению торговли излишками продукции. Эти факторы, в свою очередь, обеспечили резкий рост населения, которое растекалось по множеству больших и малых городов (и это способствовало их быстрому росту, что наблюдалось впервые после упадка Римской империи в IV–V вв.). Появление городов исследователи считают самой поразительной общественно-экономической переменой конца XI в. В 1050 г. на всю Европу было только два города с населением более 10 тыс. человек – Венеция и Лондон, да ещё десятка два с населением более 2 тыс. человек (для сравнения, в Константинополе в 1050 г. были сотни тысяч жителей). Почти все поселения представляли собой деревни или укреплённые места с прилегающим рынком или без него. Термин civitas (город) относился только к местам, где находился центр епархии и жил епископ. Города Сицилии и Южной Италии всё ещё были византийскими и арабскими, но не европейскими. Рим был исключением не из-за размера, который не слишком превышал размер двух крупных епархиальных центров, а из-за большого количества живших там знатных семей. Но в последующие два столетия по всей Западной Европе выросли крупные производственные и торговые центры. Некоторые из них насчитывали более 100 тыс. жителей, десятки – более 30 тыс., сотни – более 10 тыс. Класс купцов, который ещё в 1050 г. состоял из немногочисленных бродячих торговцев, в XI и XII вв. резко вырос числом и изменился по содержанию, сначала в сельской местности, а потом в городах. Коммерция за горами и за морем стала важной частью общественной и экономической жизни Западной Европы (каковой она была в Восточном Средиземноморье в течение более чем тысячелетия). Ярмарки, рынки стали важными экономическими и общественными институтами. Развивались кредит, банковское дело и страхование, особенно в торговле на дальние расстояния. Росту коммерции сопутствовал рост ручного производства, а это сопровождалось массовым возникновением цехов, которые часто играли решающую роль в управлении городом. Расширение торговли и рост городов в XI и XII вв. побудили некоторых историков экономики и общества отнести происхождение западного католицизма к этому периоду. Другие считают его периодом расцвета феодализма. Так или иначе, но до того значительная часть крестьян жила в деревнях как самостоятельные держатели земли и работали на собственной земле. В этот период существенно изменился также и характер феодальной связи между сюзереном и вассалом благодаря введению практики замены военных и других обязательств денежными выплатами. Все эти факторы способствовали укреплению социальной базы христианства, появлению новых идеологических и догматических концепций. Они же повлияли и на Клюнийскую реформу. Распространению влияния аббатства Клюни, к началу XII в. насчитывавшего 314 монастырей во Франции и Германии, способствовало покровительство французского, германского и английского королей (Лотарь V, Генрих III, Роберт II, Оттон I с супругой Аделаидой и др.). Влияние Клюни на духовную жизнь многих западноевропейских стран достигло своего апогея в XI в., когда возник вопрос о проведении радикальной реформы, получившей название «Клюнийская реформа», суть которой заключалась в установлении целибата (безбрачия) духовенства, запрете симонии и светской инвеституре духовных лиц (утверждения духовного лица в должности и сане епископа или аббата), установления выборов папы коллегией кардиналов (с устранением монархов и светских феодалов). Несмотря на поддержку, Клюнийская реформа встретила сопротивление со стороны ряда светских и духовных лиц, в силу чего не была доведена до конца, хотя в целом способствовала укреплению католической церкви. Первые признаки упадка Клюнийской конгрегации наметились в первой трети XII в., а в середине XIII в. Гуго I де Шатильон (1196–1248 гг.) подчинил Клюнийскую конгрегацию французскому королю, лишив её самостоятельности. В период Реформации от Клюни отпали немецкие, а затем испанские и итальянские монастыри. Кардинал Ришельё (1585–1642 гг.) снёс укрепления Клюнийского аббатства, уже и без того пострадавшие в период гугенотских войн. В дальнейшем Клюнийскую конгрегацию неоднократно соединяли и разделяли с другими монашескими орденами. Наконец, в 1790 г. Учредительное собрание уничтожило клюнийские монашеские организации, а здания Клюнийского аббатства были переданы городу Клюни и в большей части снесены. Последний клюнийский аббат умер в 1800 г. в эмиграции.



 
PR-CY.ru