Словарь по христианству К КАЛЬВИНИЗМ - Страница 9

КАЛЬВИНИЗМ - Страница 9

Дальнейшее англо-американское и голландское миссионерское движение распространило кальвинистские общины практически по всему миру, включая Африку, Латинскую Америку и Океанию. В отдельных странах (Бирма, Япония, Китай) в XIX–XX вв. они выдержали жестокие гонения. С середины XIX в. развивается международное сотрудничество кальвинистов. В 1875 г. был создан Всемирный союз реформатских церквей, объединивший также часть пресвитериан (в 1960 г. на его базе возник Реформатский экуменический синод). В 1953 г. во Франции П. Марселем была основана Международная ассоциация реформатской веры и действия. Существуют и крупные национальные объединения, такие как Национальная ассоциация пресвитерианских и реформатских церквей США. Часть кальвинистов участвует в экуменическом движении (см. Экуменизм), однако в настоящее время его авторитет падает. В последние годы во многих странах развивается литургическое движение, усиливающее разногласия между кальвинистами по вопросам теологии Завета и таинств. В настоящее время в кальвинизме на Западе существуют как либеральные, так и консервативные группы, выступающие за возрождение пуританской духовности (Р. Спраул, Д. Пакер), а также фундаменталисты, предлагающие своеобразную интерпретацию символических книг (Г. Хоксема). На территории Российской империи исследователи также выделяют несколько этапов распространения кальвинизма. Во второй половине XVI в. он получил распространение в Польше и Великом княжестве Литовском, однако в ходе Контрреформации он был там подавлен (в Польше сохранились лишь небольшие общины; в настоящее время они существуют также в Белоруссии и странах Балтии). На территорию собственно России первые кальвинисты попали из Великобритании и Франции через Север (Архангельск) в конце XVI в., однако только в эпоху Петра I (1689–1725 гг.) кальвинистские общины (голландские и французские, затем британские и немецкие) возникают в Москве и Санкт-Петербурге, но их деятельность ограничивалась только иностранными подданными (в 1864 г. реформатские общины Москвы насчитывали около 1200 верующих, в основном иностранцев). Иностранное миссионерство не разрешалось до начала XX в., оно велось полулегально небольшими англо-шотландскими группами среди еврейского (Украина, Бессарабия) и мусульманского (Нижняя Волга, Кавказ) населения. В 1919 г. часть иностранных общин покинула Советскую Россию, в 1920 гг. были закрыты общины в Москве и Ленинграде, а впоследствии кальвинистские приходы на Западной Украине, оказавшиеся в начале Второй мировой войны на присоединённых к СССР территориях, также были закрыты, за исключением части закарпатских венгров. Возрождение кальвинизма на территории СССР началось в конце 1980 – начале 1990 гг. В настоящее время на территории Российской Федерации (Москва и Центральный регион, Санкт-Петербург, Поволжье, Западная и Средняя Сибирь) существует около 20 реформатских приходов, частично объединённых в Реформатскую церковь России с центром (Синодом) в Твери. На кальвинистских позициях стоит также часть баптистов (так называемые отделённые баптисты), корейских пресвитериан (особенно на Дальнем Востоке) и небольшие группы в Ингрии. Более многочисленны реформатские и пресвитерианские церкви Украины. В последние годы отмечается переход в кальвинизм части существующих в России радикальных протестантов, отходящих от неопятидесятнических и харизматических церквей. См. также КАЛЬВИН ЖАН



 
PR-CY.ru