КАЛЬВИНИЗМ - Страница 8

К 1580 гг. относится возникновение конгрегационализма (Роберт Броун; 1550–1603 гг.), группа сторонников которого во главе с выпускником Кембриджского университета, юристом Уильямом Брэдфордом (1590–1657 гг.) и Р. Брюстером (так называемые «отцы-пилигримы») в 1620 г. переселилась в Северную Америку (направление броунистов (или индепендентов) вносило в церковное устройство демократическое начало и самоуправление общин). Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент издавал против них постановления, Елизавета I преследовала их как мятежных подданных, но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции. Положение изменилось в XVII в., при Стюартах. С одной стороны, англиканство стало приближаться к католичеству, и пуритане подверглись ещё более тяжким гонениям, с другой – короли стали ограничивать привилегии парламента. Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I. Их церковные представления были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории. Не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве (в 1640 гг. конгрегационалисты и их соратники внесли решающий вклад в победу парламента в Гражданской войне). Тяжёлые испытания в начале этой борьбы заставили многих переселиться во вновь основанные колонии в Северной Америке, где образовались самоуправляемые церковно-гражданские общины; здесь, на свободе развились многочисленные секты, на которые распался английский кальвинизм. После героической эпохи XVII в. пуританство (или диссентерство), достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки, затихает, утрачивает своё влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии относится к концу XVIII в. и происходит в так называемом веслеянстве (или методизме). Наибольшее влияние в XVIII – первой половине XIX в. кальвинизм имел в США, где именно он послужил основой так называемого «Первого Великого пробуждения» (Джонатан Эдвардс; 1703–1758 гг.). К XIX–XX вв. относится и систематизация кальвинистской теологии, которая связана с рядом мыслителей в Великобритании (Д.С. Райл, Д. Орр) и США (Ч. Ходж и Принстонская школа, Р.Л. Дабни, позже Д.Г. Мейчен, К. Ван Тил, Г. Кларк и др.). В настоящее время значительная часть английских протестантов – диссентеры (Валлис почти сплошь заселён ими). В Польше кальвинизм сыграл преходящую роль. Раньше его здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и учение чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией соответствовал стремлениям шляхты, которая, господствуя на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно враждовала с духовенством. Сношения между Жаном Кальвином и видными людьми в Польше возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 1540-х, начало 1550 гг.). Вскоре (1556–1560 гг.) организатором кальвинистской церкви в Польше (под названием «гельветического исповедания») явился Ян Лаский (1455–1531 гг.), с 1510 г. – архиепископ Грозненский и примас Польши, обращавшийся в 1554 г. к правительству с предложением произвести Реформацию. Однако кальвинизм не вызвал здесь большой ревности. В среде протестантов скоро развилось под влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму (отрицанию Троицы) – так называемое социнианство, вовсе не отличавшееся свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 1560 гг. встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние кальвинизма было вскоре разрушено.

 



 
PR-CY.ru