КАЛЬВИНИЗМ - Страница 7

Однако исключительную роль в истории развития и становления организационных форм кальвинизма сыграли церкви Англии и Шотландии, причём исследователи отмечают идейную близость раннего англиканства и кальвинизма (например, так называемые англиканские «Тридцать девять статей» содержали целый ряд кальвинистских положений). Но последующий конфликт с династией Стюартов противопоставил кальвинизм официальной церкви. Во второй половине XVI в. возникают и две основные формы англоязычного кальвинизма. В Шотландии кальвинизм стал распространяться в 1550 гг., во время регентства Марии де Гиз (1515–1560 гг.), управлявшей в 1554–1560 гг. за свою малолетнюю дочь, Марию Стюарт (1542–1587 гг.). Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно выражавшейся у дворянства. Вождём протестантов с самого начала является энергичный ученик Кальвина Джон Нокс (около 1510–1572 гг.), похожий на учителя характером и настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун. Беспощадно бичуя в проповедях «идолослужение» двора, Джон Нокс направил недовольную аристократию к составлению «Христовой конгрегации», потребовавшей от регентши введения «божественной формы первоначальной церкви». Отказ повёл к иконоборчеству, сопровождавшемуся разрушением монастырей (1559 г.). Регентша была низложена, причём Джон Нокс доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем году постановлением парламента была отобрана церковная собственность, доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии был введён кальвинизм под названием пресвитерианской церкви: эта церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не непосредственно народом, а церковными советами (данный успех привёл к развитию нонконформизма в Англии). Кальвинистам в Шотландии пришлось ещё раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в 1561 г. Несмотря на обличения Джона Нокса, Мария не желала отказаться от католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в её отсутствие, не исполнялись. С её низложением пресвитерианство достигает в Шотландии полного торжества: наследника престола, Иакова I Стюарта (1567–1625 гг.), будущего Иакова I Английского (1603–1625 гг.), отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну. Иаков I и Карл I (1600–1649 гг.), правившие одновременно в Шотландии и Англии, пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской революцией. В Англии кальвинизм развивается после введения Реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви, введённый при Эдуарде VI (1547–1553 гг.) и утверждённый Елизаветой I (1558–1603), не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов, как ещё слишком проникнутый католическими чертами. Все считавшие необходимым дальнейшее очищение церкви от «суеверий» и «идолослужения» получили название «пуритан». С точки зрения официальной церкви, они были «нонконформисты», т.е. отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры, т.е. разногласные). Одного целого пуритане не составляли; между ними исследователи различают несколько градаций. Наиболее умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и католические остатки в культе. Другие, приближаясь к шотландскому кальвинизму, принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства, с национальным синодом во главе.

 



 
PR-CY.ru