КОНСТАНТИНОПОЛЬ - Страница 9

Одно из ключевых решений, возвышавших статус Константинополя и уравнивавших его с Римом, – создание сената, подобного древнему римскому. Некоторые сенаторские семьи были переселены из Рима. В Константинополе активно велось строительство особняков для знатных и богатых горожан. Исследователи отмечают, что столичный и священный статус Рима ни Константин, ни его ближайшие преемники открыто не оспаривали, несмотря на сложности в отношениях императоров-христиан со старой римской знатью и с религией. Столица Константина первоначально основана как альтернатива не столько Риму, сколько Никомидии (ныне Измит, Турция), где в 284–324 гг. находилась ставка императора Диоклетиана, Галерия и Лициния. Никомидия в глазах прохристиански настроенного Константина и его советников была скомпрометирована гонениями на христиан и многолетней враждой Лициния и Константина. Основание новой императорской резиденции, которая была расположена в том же регионе, что и Никомидия, и могла бы быстро перенять функции столицы восточной части империи, должно было подчеркнуть разрыв Константина с политикой его предшественников. Политика религиозного мира и толерантности, официально провозглашённая Константином, таким образом, противопоставлялась политике преследований христиан и религиозной вражды, которую проводили прежние правители. Для большей части IV в. невозможно определять Константинополь как «постоянную» столицу. Такой статус Константинополь приобрёл постепенно в результате общего успеха проекта христианизации Римской империи. До конца IV в. императоры отнюдь не привязывали свою деятельность лишь к Константинополю и неоднократно меняли резиденции. Констанций II, Юлиан Отступник и Валент значительную часть времени управляли страной из Антиохии; Констанций II и Феодосий I совершали длительные походы и поездки на запад империи, продолжавшиеся до двух – трёх лет. Константинополь стал неизменной императорской резиденцией лишь со времени правления императора Аркадия (395–408 гг.). Столичный статус Константинополя в IV в. подтверждался, в основном, присутствием в городе императорской усыпальницы с гробницей императора Константина при храме святых Апостолов, который был построен уже в 320–330 гг. на западной окраине Константинополя. Тем не менее, и сам императорский некрополь в IV в. развивался ещё непоследовательно. После захоронения императора Константина в 337 г. здесь были погребены император Констанций II в 361 г. и, как полагают исследователи, несколько других родственников династии Флавиев. В 363 г. Юлиан Отступник был похоронен в Тарсе Киликийском, а император Валент, погибший в битве с готами в 378 г., вообще не имел могилы. Повышенное внимание императоров к этому вопросу становится заметно при династии Феодосия I, правившей с 379 г. В 382 г. Феодосий I перенёс в Константинополь могилу императора Валентиниана I, умершего в Паннонии в 374 г. В начале 390 гг. из Тарса в храм святых Апостолов было перенесено тело императора Юлиана Отступника, несмотря на его проязыческую политику. Императора Феодосий I, умерший 17 января 395 г. в Медиолане (ныне Милан), был погребён в храме святых Апостолов 10 ноября того же года. Для перевозки тела императора потребовалось десять месяцев, но, как полагают исследователи, погребение правящей персоны в Константинополе в это время уже воспринималось как совершенно необходимый ритуал. С этого времени до середины XI в. Апостолейон неизменно служил усыпальницей византийских императоров и императриц; исключения из этого обычая были крайне редкими.

 



 
PR-CY.ru