КЛАРК Сэмюэл - Страница 42

В России в XVIII–XIX вв. были известны отдельные сочинения Сэмюэля Кларка (преимущественно во французских и немецких переводах), однако широкого распространения они не имели. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) упоминал Сэмюэля Кларка вместе с другими представителями европейского научного рационализма в предисловии к переводу «Физики» Вольфа: «...Коль много новых изобретений искусные мужи в Европе показали и полезных книг сочинили! Лейбниц, Кларк, Лок, премудрые рода человеческого учители, предложением правил, рассуждение и нравы управляющих, Платона и Сократа превысили». Важное свидетельство о рецепции Сэмюэля Кларка в России содержится в автобиографических заметках писателя Дмитрия Ивановича Фонвизина (1745–1792 гг.). По словам Д.И. Фонвизина, его обращению от вольнодумства к христианской религиозности способствовало знакомство с Григорием Николаевичем Тепловым (1717–1779 гг.), влиятельным придворным, писателем и членом Петербургской Академии Наук. В одной из бесед Г.Н. Теплов порекомендовал Д.И. Фонвизину прочесть трактаты «Бойлевских лекций» Сэмюэля Кларка, утверждая, что в них Сэмюэл Кларк «логически выводя одну истину из другой, составил... неразрывную цепь доказательств бытия Божия, и уже ни один безбожник умствованиями своими не вывернется от его убеждений». Д.И. Фонвизин познакомился с сочинением Сэмюэля Кларка, которое произвело на него столь сильное впечатление, что он решил подготовить его русский перевод. По рекомендации Г.Н. Теплова, утверждавшего, что полный перевод не пропустит духовная цензура, Д.И. Фонвизин ограничился переводом избранных мест. Подготовленную выписку он намеревался присоединить в качестве приложения к своим заметкам, однако они остались неоконченными, а выписка не сохранилась. Имя Сэмюэля Кларка с хвалебными эпитетами несколько раз исследователи встречают на страницах «Энциклопедического лексикона», публиковавшегося с 1834 по 1841 гг., однако, вследствие того, что издание остановилось на букве «Д», отдельной статьи о Сэмюэле Кларке не появилось, и широкой образованной публике в России он оставался неизвестен до XX в.; он упоминался, главным образом, в переводных историко-философских обзорах и трудах по истории этики. Историко-философское изучение взглядов Сэмюэля Кларка началось в западной науке в конце XIX в.; первоначально его концепции рассматривались в контексте попыток построения научного рационализма, снимающего противоречия между крайностями идеализма и материализма, поэтому главным объектом исследования были его метафизические и этические воззрения. Со второй половины XX в. в европейской науке прослеживается постоянное возрастание внимания к идеям Сэмюэля Кларка. Значительный вклад в научную рецепцию наследия Сэмюэля Кларка внёс Дж. Фергюсон, опубликовавший две монографии, в которых не только излагались события жизни и основные положения учения Сэмюэля Кларка, но и рассматривалось содержание всей полемики, которая разворачивалась вокруг его сочинений. Важную роль в популяризации идей Сэмюэля Кларка и во введении их в контекст современной философской теологии сыграла монография Уильяма Леонарда Роу, который представил и проанализировал сформулированное Сэмюэлем Кларком доказательство бытия Божия как образцовое космологическое доказательство. В конце XX в. внимание историков протестантской теологии привлекали неортодоксальные триадологические сочинения Сэмюэля Кларка, содержание которых стало предметом изучения в двух монографиях. В настоящее время идеи Сэмюэля Кларка остаются предметом обсуждения исследователей, причём не только в историко-философских обзорах, но и в самостоятельных философских и теологических сочинениях, связанных с проблематикой естественной теологии, философии религии, философской антропологии, философии сознания.

 



 
PR-CY.ru