КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА - Страница 6

Таким образом, Киевское совещание и последовавшее за ним заседание Синода епископов Украины фактически выработали масштабную программу реформ, которые должны были коснуться канонического статуса православной церкви Украины, организации епархиального управления и урегулировать вопросы украинизации богослужения. Принятые постановления должны были способствовать решению комплекса проблем, обозначившихся к тому времени в церковной жизни Украины. Одно из ключевых решений Синода касалось митрополита Антония (Храповицкого), находившегося в эмиграции и являвшегося одним из наиболее принципиальных противников советской власти среди епископов-эмигрантов. Попытка Киевского совещания официально освободить митрополита Антония (Храповицкого) от управления Киевской митрополией должна была продемонстрировать лояльность украинского епископата к советской власти. Однако патриарх Тихон (Беллавин) не поддержал это решение Синода епископов Украины. Согласно сообщению о Киевском совещании и его последствиях, сделанному впоследствии в 1925 г. митрополитом Михаилом (Ермаковым) на одном из допросов в ОГПУ, «в 1922 г. состоялось на Украине совещание церковников, в том числе около 7 епископов, в том числе и меня, а всего около 70 человек. На этом совещании было вынесено пожелание, чтобы митрополита Антония Храповицкого, митрополита Киевского, считать устранённым от управления и звания митрополита Киевского. [...] Пожелание о митрополите Антонии было вынесено на совещании только епископов, бывших на Украинском совещании 1922 г. [...] Однако патриарх Тихон в том же, а может быть, в 1923 или 1924 г. аннулировал это постановление, прислав соответствующий акт на имя Полтавского епископа Григория в ответ на его запрос» (Центральный архив ФСБ РФ). Решения Киевского совещания относительно реформ церковной жизни были реализованы лишь частично (в основном, в отношении организации новых викарных кафедр). Что касается других предложений Киевского совещания, то они были настороженно встречены большинством прихожан Украинской церкви и воспринимались как вынужденные меры, связанные с необходимостью противодействовать «самосвятству» и «обновленчеству». Дальнейшая работа в этой области была прервана вмешательством со стороны советских государственных органов. Уже с конце 1922 г. на Украине произошло ужесточение гонений на церковь. От митрополита Михаила (Ермакова) представители советской власти требовали присоединения к обновленчеству или добровольного ухода на покой, угрожая в противном случае репрессиями. 5 февраля 1923 г., после отказа экзарха Украины признать канонически законными обновленческие собрания и за предпринятые им действия против обновленцев, митрополит Михаил (Ермаков) был арестован и этапирован в Москву. За этим последовали аресты многих украинских архиереев и священнослужителей, выступавших против обновленцев. В начале 1924 г., когда ситуация, вызвавшая решения Киевского совещания, уже в значительной степени изменилась, патриарх Тихон (Беллавин) и Временный Патриарший Синод РПЦ приняли определение не вводить в церковную жизнь Украины постановления и пожелания собрания украинских епископов в Киеве в сентябре 1922 г. (Российский государственный исторический архив).



 
PR-CY.ru