КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА - Страница 4

После продолжительного обмена мнениями было сделано заявление о том, что православная церковь Украины не ведёт контрреволюционной деятельности и всецело стоит «на почве декрета об отделении Церкви от государства», политической лояльности к существующей в СССР власти. Это было необходимо в связи с тем, что обновленцы обвиняли сторонников канонической церкви в политической нелояльности. Делегаты также заявили, что не имеют никакого отношения к Карловацкому Собору 1921 г. Русской православной церкви за границей, принявшему политические декларации против советских властей. Киевское совещание также отмежевалось и от руководящей в то время обновленчеством группы «Живая Церковь», заявив следующее: «Составляя автокефальную Украинскую Церковь и имея во главе Священный Собор епископов и Митрополита Михаила, мы стоим за оживление церковной жизни в смысле раскрытия внутреннего богатства нашего православия. Священный Собор епископов укажет канонические пути этого оживления, обновления». Киевское совещание также обратилось к присутствовавшим на нём епископам с просьбой ознакомить их паству «с положением вопроса о “Живой Церкви”». Киевское совещание предложило присутствовавшим епископам провести в скорейшее время собрание для обсуждения и утверждения высказанных инициатив. Уже на следующий день после закрытия Киевского совещания, 5 сентября 1922 г., состоялось собрание правящих епископов православной церкви на Украине под председательством экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова), в котором приняли участие: Каменец-Подольский архиепископ Пимен (Пегов), епископы Черниговский Пахомий (Кедров), Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров), Николаевский Прокопий (Титов), Лубенский Григорий (Лисовский), Каневский Василий (Богдашевский), Белоцерковский Димитрий (Вербицкий), Винницкий Амвросий (Полянский). Секретарём на заседании был протоиерей Николай Степанович Гроссу. После обсуждения пожеланий Киевского совещания собрание епископов постановило, что «Украинская Церковь отныне стала на путь автокефалии, то есть полной самостоятельности в делах внутреннего управления». При этом было определено, что разрешение вопроса об автокефалии «принадлежит компетенции Всеукраинского Церковного Собора». Собрание утвердило новую формулу поминовения иерархии за богослужениями на территории Украины: «О святейших православных Патриархах, о преосвященном Экзархе всея Украины митрополите Михаиле и о преосвященном епископе нашем (имярек)». Экзарх Украины, в свою очередь, поминал за богослужением: «Святейшего Патриарха Тихона и вся Патриархи православные». Архиепископ Григорий (Лисовский) в своём послании подчёркивал, что фактически «Церковь Украинская понималась как автономная, а не автокефальная, подчинённая Экзарху». На собрании была обсуждена проблема замещения Киевской и Одесской архиерейских кафедр, правящие архиереи которых митрополиты Антоний (Храповицкий) и Платон (Рождественский) находились в эмиграции. Было определено объявить обе кафедры свободными. Временно управляющими в этих епархиях Синод постановил считать соответственно экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) и архиепископа Феодосия (Феодосиева).

 



 
PR-CY.ru