КИРИЛЛ МАРМАРИНСКИЙ - Страница 2

Однако подобное указание исследователи встречают почти в таком же виде во всех списках как в заглавии руководства («...сочинено мной, Кириллом, архиереем Тина Мармаринского»), так и в записи позднейшего владельца рукописи («Кирилла Мармаринского список 1749 г. 13 марта [выполнен] В. Х. Л. (Β. Χ. Λ.)»). Мнение других исследователей основывается на несоответствии либо времени написания рукописи (1749 г.) упоминанию Кирилла Мармаринского как «архиерея Тиноса» (а не «бывшего [архиерея] Тиноса»), либо времени его деятельности более поздней датировки его музыкальных сочинений, которые были добавлены (другим почерком) к содержанию настоящего рукописного каталога. Первое издание каталога в составе описания указанной рукописи было осуществлено Константиносом Диовуниотисом, последнее (на основе той же рукописи) в составе полной публикации текста руководства, подготовленной Х. Каракацанисом. В 1970 гг. М. Хадзиякумис установил, что каталог из сочинения Кирилла Мармаринского послужил основой для аналогичного каталога, включённого (со схолиями и с дополнениями) в «Большой теоретикон» Хрисанфа из Мадита. Этот факт стал известен исследователям из автографа сочинения Хрисанфа (рукописная версия этого каталога отличается от печатной). Впервые рукопись Хрисанфа из Мадита была описана Тассосом Грицопулосом (критическое издание его сочинения с параллельным изложением текстов рукописной и печатной версий подготовлено Г. Константину). Е.В. Герцман издал часть теоретического сочинения Кирилла Мармаринского, включая каталог, по рукописи Библиотеки Академии Наук, указав на другой подобный перечень, который раньше приписывали Никифору Кантуниарису Хиосскому. Каталог Никифора Кантуниариса Хиосского известен исследователям по двум спискам – автографу 1810 г. и рукописи начала XIX в., также считавшейся автографом; Е.В. Герцман путём сопоставления каталогов Кирилла Мармаринского и Никифора Кантуниариса Хиосского показал, что второй каталог по сравнению с первым был существенно расширен (в соответствии с новыми данными той эпохи). Подобная, но более осторожная оценка была дана Г. Статисом (той же точки зрения придерживается К. Карангунис). Четвёртая и пятая части руководства Кирилла Мармаринского (озаглавленные соответственно «Начальное руководство по светской музыке, в котором также о так называемых сохбедах и макамах, а также нимиях и некоторых других категориях…» и «Ясное изложение того, из каких и скольких ихосов формируется каждый из макамов, и какое у них существует начало вплоть до самого конца») были опубликованы (с переводом и комментариями) Э. Попеску-Джудец и А. Абаби-Сирли.

 



 
PR-CY.ru