КИРИЛЛ МАРМАРИНСКИЙ

КИРИЛЛ МАРМАРИНСКИЙ (начало XVIII в. – 1760 гг.) – епископ Ганоса и Хоры; греческий мелург и музыкальный теоретик. По мнению исследователей, рос и воспитывался в церковной среде. В синодиках и других патриарших документах 1736–1740 гг. Кирилл Мармаринский упоминается в качестве епископа Тиноса, в музыкальных рукописях – как бывший епископ Тиноса; так же он называет себя в письме, датируемом февралём 1742 г. Впоследствии стал епископом Ганоса и Хоры. Кирилл Мармаринский систематически и успешно занимался певческим искусством, которому учился в Константинополе у протопсалта Панайотиса Халацоглу. Сочинил множество церковных песнопений, получивших широкое распространение, в частности, «краткий» полиелей на седьмой глас, восемь напевов Песни Пресвятой Богородицы по гласам (исследователям известен также вариант, «украшенный» Петром Пелопонесским, 1815 г.), «Бог Господь» по гласам (вторая – третья четверть XVIII в.), евангельские стихиры (конец XVIII в.), кратима к «святогорскому» на Трисвятом (1768 г., конец XVIII в.), два цикла херувимских по гласам, причастны воскресные по гласам, седмичные и праздничные, калофонические ирмосы (начало XIX в.). Кроме того, пробовал себя в «экзегезисе» древних песнопений, в том числе «Литургии Василия Великого» и «Литургии Преждеосвящённых Даров». Последнее прижизненное упоминание о Кирилле Мармаринском относится к 1757 г. Составленное Кириллом Мармаринским музыкально-теоретическое руководство в пяти частях «Введение в музыку по вопросоответнику...» исследователи считают одним из наиболее значительных текстов такого рода; помимо прочего он содержит сведения о стиле и ритмах арабо-персидской музыки. Х. Каракацанис издал это руководство по рукописи 1749 г., в том числе впервые полностью вторую часть «Уточненная теория о гласах и фторах в музыке». Первая часть, включающая во многом типичную протеорию певческого искусства, была впервые опубликована Константином Псахосом (в данной публикации частично рассматривается и вторая часть руководства); критическое издание осуществлено Евгением Владимировичем Герцманом. Третья часть («Каталог тех, кто в различные времена преуспевал в этом [виде] музыки, по алфавиту») исследователи считают одним из наиболее ранних, достоверных и полных исторических свидетельств о музыкальных деятелях византийской традиции (исследователям известна, главным образом, по списку). Вопрос об атрибуции этой рукописи остаётся открытым. Одни исследователи, основываясь на примечании в конце руководства и на последующем дополнении, в котором упоминается имя Кирилла Мармаринского («...1749 г. марта 17. Нижайший [епископ] Тина Кирилл Мармаринский»), считают эту рукопись автографом.

 



 
PR-CY.ru