КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - Страница 71

Иконография и тексты таких гравюр, служивших одним из способов распространения идей Контрреформации среди мирян, контролировались клириками. В 1614 г. в Антверпене было изготовлено 18 тыс. оттисков suffragia для городских братств, а спустя 50 лет – уже 45 тыс. Кроме того, в 1681 г. было выпущено около 250 тыс. оттисков гравюр с религиозными сюжетами для братств в Испанских Нидерландах, католических княжествах Священной Римской империи, Испании и испанских владениях в Новом Свете. Создавались также гравюры канонизированных новых святых. Так, в 1660 гг. в Мехелене (ныне Бельгия) иезуиты распространили 30 тыс. изображений католического святого Франциска Ксаверия (канонизирован в 1622 г.). Религиозные гравюры, которые нередко раздавались бесплатно, оказали влияние на благочестивые практики мирян, но в XVIII в., особенно после роспуска Общества Иисуса, этот жанр пришёл в упадок. Соединение визуального образа и текста появилось и в религиозной живописи. Значительная доля сюжетов диктовалась задачами Контрреформации и представляла собой ответ на протестантскую полемику. Так, получили распространение образы Пресвятой Девы Марии как победительницы ереси и иконоборчества: в капелле римской базилики Санта-Мария-Маджоре, построенной по заказу папы Римского Павла V для хранения почитаемой в Риме иконы Богородицы («Спасение римского народа»), чудотворный образ был окружён фресками работы Джованни Бальоне, изображавшими гибель византийских императоров-иконоборцев Льва Исавра и Константина Копронима. В церкви Санта-Мария-делла-Виттория, названной в память о победе католического войска над протестантами в битве при Белой горе (8 ноября 1620 г.), Пресвятая Дева Мария изображена попирающей ересь-змею (фреска Джованни Доменико Черрини, 1654–1656 гг.). Другая группа сюжетов была связана с церковными таинствами, отвергаемыми протестантами. Полемика вокруг таинства покаяния привела к созданию полотен с изображениями святых, принимающих исповедь, а отрицание протестантами пресуществления Святых Даров повлияло на создание образов святых, принимающих причастие. Важное место в иконографии Контрреформации занимали изображения мучеников, особенно популярные у иезуитов. Так, в капелле святого Андрея в церкви Иль-Джезу представлен цикл фресок, посвящённый подвигам мучеников. Воспитание иезуитов требовало от членов Ордена готовности отдать жизнь за христианскую веру среди протестантов или в языческих странах, поэтому в иезуитских коллегиях и новициатах всегда были изображения раннехристианских и современных мучеников. Так, на фресках в иезуитской Английской коллегии в Риме (1580 гг.) были представлены английские мученики – от святого Альбана до Томаса Мора, Эдмунда Кампиона и других католиков, казнённых протестантами в XVI в. Церковь новициата Сант-Андреа-аль-Квиринале была расписана сценами страданий мучеников, как древних, так и современных (новициев, утопленных протестантами в Бискайском заливе в 1570 г.; иезуитов, распятых в Нагасаки в 1597 г.; католического святого Родольфо Аквавива и его спутников, убитых в Индии в 1583 г., и др.). Во второй половине XVII в. иезуиты стали уделять больше внимания созданию произведений, прославлявших триумф католической веры (например, фрески художника-иезуита Андреа Поццо (1642–1709 гг.) в церкви Сант-Иньяцио в Риме (после 1685 г.) с изображением деяний Игнатия Лойолы и его последователей). Новые сюжеты сформировали иконографию Контрреформации, тесно связанную с традиционной иконографией католического искусства, унаследованной от средневекового периода.

 



 
PR-CY.ru