КОРНЕЛИЙ ЯНСЕНИЙ - Страница 3

Углубляя это положение, Корнелий Янсений пришёл к тому же, к чему в своё время пришёл Августин Блаженный (а затем,  повторяя этот путь, пришли Мартин Лютер и Жан Кальвин) – к идее предопределения. Если Господь одним посылает Свою благодать, а других её лишает, значит, Он заранее одних определяет к спасению, а других – к гибели. От собственной воли человека ничего не зависит. Его судьба, ещё до рождения, до мелочей предопределена Всевышним. Корнелий Янсений писал: «Все человеческие поступки предопределены извечно, а посему невозможно ни искупить своего греха, ни обрести вечное блаженство, если оно не продиктовано свыше; поэтому все попытки что-либо изменить в этом направлении не только лишены смысла, но и вредные». Впрочем, из этого не следовало никакого фатализма. Корнелий Янсений утверждал, что непременным условием спасения является внутреннее движение человека навстречу Богу. А для этого необходимы внутренне сознание своей слабости и греховности, а также вытекающее из этого стремление к нравственной чистоте и добродетели. Таким образом, подобно Жану Кальвину, с которым он в данном пункте сходился очень близко, Корнелий Янсений из закона предопределения делал вывод о необходимости распространения в обществе суровой нравственности и евангелической простоты. При жизни он обнародовал несколько более мелких богословских сочинений, в которых полемизировал с иезуитами, а в 1635 г. выпустил памфлет «Mars Gallicus», в котором осуждал кардинала Ришелье за поддержку протестантов во время Тридцатилетней войны. Учение Корнелия Янсения, изложенное в его книге об Августине Блаженном, сделалось основанием янсенизма. Сочинение Корнелия Янсения, напечатанное через два года после его смерти, возбудило всеобщее внимание и многими было встречено с сочувствием, особенно во Франции. Здесь вскоре образовался кружок почитателей голландского богослова и противников иезуитской нравственности. Центром его стал женский монастырь Порт-Рояль близ Парижа. Друг Корнелия Янсения аббат Сен-Сир основал в нём янсенистскую общину. Кружок постепенно расширялся, к нему присоединились многие из духовенства, учёные, представители знатных фамилий. Одним из его выдающихся членов стал Блез Паскаль. Члены кружка, называемые янсенистами, без всяких обетов вели аскетически-строгую монастырскую жизнь, всецело посвящая себя молитве и трудам. При монастыре Порт-Рояль был основано даже богословское училище, ставшее рассадником янсенизма. Большое внимание здесь уделялось формированию нравственности и религиозных взглядов воспитанников. Янсенизм, к великому неудовольствию иезуитов, в короткое время распространился пол всей Франции и даже проник за её пределы. В 1653 г. иезуиты добились от папы Римского Иннокентия X осуждения янсенизма как еретического учения. В последующие годы эти осуждения неоднократно повторялись, однако преследования начались лишь в 1709 г., когда Людовик XIV распорядился закрыть монастырь Порт-Рояль и училище при нём. Многие янсенисты эмигрировали тогда в Голландию, ставшую с этого времени центром движения (архиепископ Утрехтский принял янсенистское учение ещё в 1702 г.). Все попытки Римских пап восстановить свой контроль над католической общиной Голландии окончились неудачей, и в 1724 г. Утрехтская церковь окончательно отделилась от Рима. Её главу (архиепископа) теперь выбирают епископы Гарлемский и Девентерский. Церковь считает себя католической, но упорно отказывается признать буллу «Unigenitus» папы Климента XI, предающего анафеме Корнелия Янсения, его учение и его последователей.



 
PR-CY.ru