КОРНЕЛИЙ ЯНСЕНИЙ

КОРНЕЛИЙ ЯНСЕНИЙ (1585–1638 гг.) – знаменитый голландский богослов, один из самых известных и оригинальных католических богословов XVII в. (его особенно занимали вопросы свободы воли и божественной благодати). Родился в голландском графстве Лирдамне, богословское образование получил в Лёвене. Здесь же познакомился с молодым французом Жаном дю Верже, который впоследствии прославился под именем аббата Сен-Сира. Молодых людей сблизили общие взгляды на положение современной им католической церкви, которая, по их мнению, находилась в состоянии глубокого кризиса и нуждалась в незамедлительных реформах. При этом друзья не одобряли ни крайностей Реформации, ни тех методов восстановления авторитета Рима, что практиковал необычайно разросшийся и усилившийся Орден иезуитов. Восстановление падшего христианства, по их мнению, должно было произойти путём возвращения к нравам и учениям первых веков его истории, причём реформа должна была проводиться в рамках существующей церкви, а не в результате её раскола. Чтобы лучше понять дух этого первоначального христианства, Корнелий Янсений и Жан дю Верже занимались много самообразованием. Очень скоро они пришли к убеждению, что преподаваемые официальной школой сочинения схоластиков как бы отсечены от своих источников и не восходят больше к «подлинной христианской древности». В 1611 г. друзья отправились в Байону и здесь в течение шести лет, пренебрегая сном и здоровьем, изучали Священное Писание, решения Вселенских соборов и труды отцов церкви, прежде всего, Августина Блаженного, который стал вскоре для Корнелия Янсения путеводной звездой и прочным фундаментом в хаосе многочисленных нюансов теологических проблем, тем оружием, с помощью которого он надеялся противостоять разлагающим тенденциям, подрывавшим основы первохристианства. Свою задачу Корнелий Янсений увидел в том, чтобы, отказавшись от всех позднейших построений схоластического богословия (и прежде всего, его главного корифея Фомы Аквинского), вновь возвести всё здание католического учения, основываясь всецело на трудах Августина Блаженного. Таким образом он надеялся исправить все позднейшие искажения, которым подверглась христианская доктрина. Поставленная им задача оказалась чрезвычайно трудной и заняла последние двадцать лет его жизни. Между тем Корнелий Янсений в 1630 г. стал профессором богословия в Лувене и учил здесь в духе строгого августинианизма, а в 1636 г. стал епископом Ипернским. В Иперне он закончил изданное уже после его смерти сочинение: «Augustinus, sive doctrina S-ti Augustini de humanae naturae sanitatae, aegritudine, medicina etc.» (своего «Августина» он закончил незадолго до кончины, но так и не увидел его напечатанным). В этой книге Корнелий Янсений выставлял философию Аристотеля виновницей пелагианской ереси и утверждал, совершенно в духе Августина Блаженного, что человеческая природа порочна, что свободы воли не существует, что спасение человека зависит не от дел его, а от искупляющей силы божественной благодати, что спасутся только те, которые предопределены к спасению. Среди многочисленных сочинений Августина Блаженного Корнелия Янсения особенно заинтересовали те трактаты, в которых великий богослов выступал против современной ему еретической секты пелагиан. Позже он признавался, что перечитал некоторые из этих трактатов по тридцать раз.

 



 
PR-CY.ru