КОНГРЕГАЦИЯ - Страница 3

Многие женские конгрегации устраивали приюты, или (скорее) настоящие гостиницы в центрах, часто посещаемых паломниками и купающимися (на лечебных курортах), или же снабжали прислугами семинарии и иные католические учреждения. Другие конгрегации занимались редактированием политических журналов, или типографским делом. Римская курия не раз пыталась прекратить эти злоупотребления, но безрезультатно. Римское каноническое право определяет отношения монашеских конгрегаций к папе и епископам со следующих сторон. Во-первых, есть конгрегации, пользующиеся (вследствие их широкого распространения) известной автономией, и, во-вторых – епархиальные (диоцезные) конгрегации, заключённые в границах одной епархии (одного диоцеза), или нескольких епархий (диоцезов) одной и той же национальности. Первые подчинены более непосредственно юрисдикции Римской церкви; вторые – юрисдикции епархиальных (диоцезальных) епископов (ordinarii). Первые должны иметь папский декрет, разрешающий им существование и охраняющий свободу их развития. Если какой-нибудь конгрегации удаётся распространиться и за пределы диоцеза и приобрести известное влияние – она старается получить из Рима декрет, одобряющий избранную ею цель и рекомендующий её епископам (decretum commendationis, decretum laudationis). Это первый шаг к автономии, – и когда дело будет развиваться, возникающая конгрегация представляет Римской курии свои особые уставные нормы. Римская курия вообще не утверждает новых правил, она предписывает, чтобы новые конгрегации избирали какое-либо из старых правил – Августина Блаженного, Бенедикта Нурсийского или Франциска Ассизского, хотя что касается жизни новых конгрегаций, их специальных задач допускаются собственные уставы. Даже иезуиты держатся правил Августина Блаженного, а следуют уставам Игнатия Лойолы. Рассмотрение уставов в Римской курии длится иногда десятки лет. Если конгрегации удаётся победить недоверие, которое обычно встречают новые учреждения, то ей даются утверждающий декрет одобрения (decretum approbations) и автономия. Она получает кардинала покровителя, который защищаешь её интересы в Риме через римскую конгрегацию по делам епископов и монашествующих. Утверждённая папой монашеская конгрегация непосредственно подчиняется верховной власти Римского престола. Епархиальные (диоцезальные) епископы не могут ни закрыть её, ни изменить её уставов. Это право принадлежит тогда исключительно папе Римскому. Значительно различается положение епархиальных (диоцезных) монашеских конгрегаций. Законы, определяющие юрисдикцию епископов над ними, были формулированы и утверждены папой Львом XIII в конституции «Conditae a Christo» 8 декабря 1900 г. Эта же конституция подчиняла возникающие конгрегации более непосредственному и прямому контролю со стороны епископов, в особенности женские конгрегации, которые размножались больше всего во Франции. В силу этой конституции епископы имеют право разрешать основание монастыря и общинную жизнь, – лишь бы те, которые испрашивают это разрешение, имели средства к существованию и ставили себе точно определённую цель.

 



 
PR-CY.ru