КОНГРЕГАЦИЯ

КОНГРЕГАЦИЯ (congregatio) – собрание, союз, братство. Термин применяется для обозначения совокупности, союза или организации монастырей, следующих одному и тому же уставу (например, Клюнийская конгрегация), и равнозначен термину «Орден» (другие наименования – «sodalitas», «sodqalitium»). Под именем «конгрегация» в западном каноническом праве подразумеваются вообще союзы, образованные с целью выполнения какой-либо духовной миссии или церковного служения. В более узком смысле название «конгрегация» употребляется в двойном значении: 1) оно означает такие монашеские общины, которые, будучи утверждены папой Римским или епископами, трудятся над собственным духовным самоусовершенствованием (vita contemplativa), или же посвящают себя спасению других путём пастырского служения, воспитания молодёжи, дел милосердия, миссий среди неверных и т.д.; 2) оно обозначает канцелярские учреждения Римской курии, обязанность которых – помогать папе в управлении Римско-католической церковью и в заведывании духовными делами. Первые из конгрегаций называются монашескими: congregations, sodalitates, instituta religiosa, вторые – римскими congregationes romanae. Западные монашеские конгрегации начинают возникать и развиваться в XVI в. Две причины содействовали их быстрому умножению: 1) упадок старых монашеских Орденов, нравственное состояние которых в XVI в. было поистине прискорбным; 2) появление лютеранства, вызвавшего потребность в отборной и более свободной в движениях армии, чтобы предотвратить опасность падения католичества на Западе. С реформацией Мартина Лютера можно было бороться лишь превосходством учения, проповедью, поднятием нравственности, как белого, так и чёрного духовенства, – и латинские монашеские конгрегации, начиная с XVI в., стремятся именно к этой цели. В каноническом праве Римской церкви ясно различаются монашеские Ордена и монашеские конгрегации. Члены первых (religiones, ordines religiosi vel formales) являются монахами в истинном смысле слова, поскольку дают торжественные обеты (vota solemnia) бедности, целомудрия и послушания, т.е. обеты, которым Римская церковь придаёт гораздо большее значение (или, так сказать) официальный характер. Монашеские же конгрегации рассматриваются как несовершенные Ордена, поскольку Римская церковь не даёт торжественной санкции обетам их членов. Эти обеты называются «простыми», отчего и монашеские конгрегации именуются «instituta votorum simplicium». Обязательства, влагаемые и торжественными обетами, и простыми, тождественны. Значит, по отношению к монашеской жизни, к упражнению в монашеских добродетелях не было бы разницы между монашескими Орденами и конгрегациями. Но следствия, проистекающие из торжественности обетов, более глубокие и твёрдые. Торжественность обетов делает недействительными некоторые, противные им, акты, которые при простых обетах были бы только непозволительными. Например, монах, который дал торжественные обеты, продавая и покупая на своё имя, в силу строгих принципов западного канонического права, совершил бы недействительные акты, поскольку торжественность обетов в корне лишает его права собственности (между тем, монах, который дал простые обеты, поступал бы лишь непозволительно (illicite), но не недействительно).

 



 
PR-CY.ru