КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич - Страница 3

Сообщение, что «весьма мудрые» поучения И.А. Ковылина были напечатаны в Лейпциге в 1846 г. на немецком языке, представляется исследователям сомнительным. Сохранилось несколько живописных и гравированных изображений И.А. Ковылина, исполненных, как полагают исследователи, в Москве по заказам федосеевцев. В частном собрании находится портрет на холсте, предположительно созданный при жизни или вскоре после кончины основателя духовного центра на Преображенском кладбище (исследователи полагают, что копия с более раннего портрета). И.А. Ковылин представлен погрудно, вполоборота влево, на сером фоне, в тёмно-синей одежде, на груди на алой ленте – золотая медаль с портретом императора Александра I («За усердие»?). В правой руке свёрнутый свиток с текстом: «Лучше имя доброе, нежели богатство многое…» (Притч. 22:1–2). У И.А. Ковылина лицо с характерными портретными чертами: высокий лоб с залысинами, редкая прямая борода с сединой. Живописный портрет подобной иконографии хранился в собрании Михаила Ивановича Чуванова. Другой дошедший до нас портрет И.А. Ковылина первой трети XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), происходящий из коллекции Михаила Никифоровича Бардыгина, выполнен в иконописной стилистике и технике на деревянной основе размера пядницы; нимб и именующая надпись отсутствуют. Образ поясной, на голубоватом фоне, видна левая рука с посохом, на свитке текст: «Кто Православную веру усердно соблюдает, того она прославляет и от бед избавляет, по преставлении ж царствия небеснаго сподобляет, и с Богом соединяет». Конец надписи и сам тип портрета-иконы со стилизованными моделировками форм, хотя и сохраняющего индивидуализацию внешнего облика, косвенно свидетельствуют о том, что произведение появилось уже после смерти И.А. Ковылина. К изводу живописных портретов восходят эстампы с изображением И.А. Ковылина, предназначавшиеся для книжных иллюстраций или отпечатанные в виде отдельных листов. На посмертном гравированном портрете 1810–1830 гг. работы Афанасия Афанасьевича Афанасьева в технике пунктира (издан «иждивением» Сергея Ивановича Стукачёва, Исторический музей) И.А. Ковылин запечатлён сидящим возле стола с книгами, с тем же свитком в руке и медалью на шейной ленте. Погрудный портрет, награвированный Рябининым, помещён в книге Фёдора Васильевич Ливанова «Раскольники и острожники: Очерки и рассказы». СПб., 1872 г. Т. 3. Текст книги Николая Ивановича Попова «Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, феодосеевцев Преображенского кладбища и поморской [часовни] Монинского согласия». М., 1870 г. иллюстрирует московская литография 1869 г. в овале с тем же типом изображения (один из оттисков – в Российской государственной библиотеке).



 
PR-CY.ru