КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич

КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич (1731–1809 гг.) – деятель старообрядческого беспоповского федосеевского (старопоморского) согласия (см. Федосеевцы), основатель Преображенского кладбища в Москве, полемист. Родился в семье оброчных крестьян князя Александра Борисовича Голицына, принадлежал к православной церкви. И.А. Ковылин получил вольную, со временем стал купцом первой гильдии, владельцем кирпичных заводов в Москве (на Введенских горах, между Семёновской и Преображенской заставами). И.А. Ковылин сошелся с немногочисленными московскими федосеевцами, тайно собиравшимися на берегу реки Хапиловки, в результате бесед с ними решил присоединиться к старообрядчеству. Немалое значение имело знакомство с «главным пастырем и учителем феодосианской церкви в Москве» Ильёй Ивановичем, который крестил И.А. Ковылина в старообрядчестве с наречением имени Василий в 1768 г. В 1771 г., когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы, правительство обратилось к горожанам с просьбой на свои средства учреждать карантинные дома и лазареты. И.А. Ковылин подал прошение об устройстве на Земляном валу, напротив села Преображенского, карантина и кладбища и получил разрешение построить больницу. Между Семёновской и Преображенской заставами появились карантинные бараки, деревянная часовня для отпевания умерших и Преображенское кладбище. Карантин сразу же стал центром федосеевского согласия, где активно насаждалось учение федосеевцев, многие больные принимали здесь старообрядческое крещение. После прекращения эпидемии в карантине осталось жить множество выздоравливающих: «Живущих же во обители тогда вмещалось до 500 человек обоего пола, имело 3 тыс. прихожан в Москве, посещавших его моленные». Для устроения молитвенной жизни в Преображенском карантине И.А. Ковылин обратился к наставникам в Стародубье (широко бытующее мнение о преемственности Преображенского кладбища от Выголексинского общежительства исследователи считают неверным). Пётр Фёдоров привёз из Стародубья причётниц, которые «установили чин служения сообразно федосеевским обычаям, при том обучали уставному письму певчих». Карантин был преобразован в общежительство для вдов и сирот. В 1771 г. состоялась поездка федосеевцев во главе с И.А. Ковылиным на Выг с целью убедить выговцев вернуться к старопоморским установлениям, прежде всего, отказаться от моления за императорскую власть и от снисходительного отношения к новожёнам (см. в ст. Брак). Взаимопонимания достичь не удалось, и федосеевцы подготовили «Статьи соборные в сохранение от поморцев» (14 статей), принятые около 1772 г. И.А. Ковылин много внимания уделял полемике со сторонниками «бессвященнословных браков» (браков, заключённых без благословения священника).

 



 
PR-CY.ru