КИРИАКИЯ - Страница 3

На основе этого Жития Тырновский патриарх Евфимий, как полагают исследователи, в самом начале своего патриаршества (1375–1393 гг.), составил Похвальное слово в честь Кириакии, в котором впервые использовал славянский перевод её имени. Исследователям известны три списка Похвалы: два в молдавских рукописях XV и XVI вв. и в Рильском панегирике Владислава Грамматика 1478–1479 гг. (впоследствии была сделана общая версия Жития, объединившая проложную версию с Похвальным словом). В связи с тем что святой Неделей называлась и Святая Пасха, исследователям сложно установить, когда началось освящение болгарских храмов в честь Кириакии. Самая древняя известная болгарская церковь св. Неделя находилась в селе Крибул (XIII(?) – XIV вв.), но её точное посвящение исследователям неизвестно. Некоторые храмы, как полагают исследователи, изначально были посвящены Христову Воскресению, а позже их покровительницей была названа великомученица. Так, храм святой Недели в Софии, о существовании которого исследователям известно с XIV в., в XVI в. назывался Иисус Христос или Господня церковь, а когда в середине XIX в. после перестройки он стал кафедральным, то Кириакия была названа его покровительницей. Помимо нескольких приходских церквей в Болгарии Кириакии посвящены храмы монастырей Араповского (1859 г.), Витановского (середина ХХ в.) и в городе Неделино. В честь Кириакии освящены несколько храмов в Черногории, Хорватии и Сербии. На болгарских иконах святая Неделя часто представлена вместе с великомученицей Параскевой Иконийской или преподобномученицей Параскевой Римской, имя Параскева также происходит от названия дня недели (пятницы). Так, на иконе XVII в. обе святые держат свои усечённые головы на подносах. Они предстоят Пресвятой Богородице «Одигитрия» в центральной части триптиха первой половины XIX в. и представлены среди почитаемых святых на иконе «Святая Троица, Богоматерь Умиление и святые в клеймах» (XVIII в.). Но сохранилось много икон, на которых святая Неделя представлена одна, например, две иконы тревненской школы (XVIII в.) из церкви великомученика Георгия Победоносца в Белове и XIX в. из церкви Пресвятой Богородицы села Штит. Также исследователям известны изображения святой Недели в росписях храмов, а её житийный цикл представлен в росписи собора Араповского монастыря (середина XIX в.). В византийском искусстве сложилась традиция изображать Кириакию в богато украшенном одеянии с венцом на голове. Однако в некоторых ранних или провинциальных памятниках, как, например, в церкви Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия (конец X – первая четверть XI вв.), она представлена как оранта, в богато украшенном плаще, без венца, с мафорием на голове. В другой каппадокийской церкви в деревне Орен близ Нара (XI в.) – в белом плате. Образ Кириакии исследователи часто встречают в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси (церковь апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (первая половина X в.), где она изображена в апсиде симметрично образу великомученицы Параскевы и в Эгриташ-килисеси (Панагии Феотокос) в долине Ыхлара (XI в.). На своде в нартексе церкви Святой Софии в Охриде (1040 гг.) Кириакия представлена (как другие святые жёны) в тёмном мафории, покрывающем голову, с крестом в руке.

 



 
PR-CY.ru