КИРИАКИЯ - Страница 2

Болландисты отождествили Кириакию с мученицей Доминикой, почитавшейся в городе Трапея (ныне Тропеа) в Калабрии 6 июля (Римский Мартиролог). О популярности Кириакии в Средние века в Южной Италии свидетельствует Минологий 1307 г., содержащий два текста, посвящённые этой святой, под 7 июля и 10 августа. Версия Жития, изданная в ActaSS, также сохранилась в рукописях южно-итальянского происхождения. В поздневизантийский период исследователи наблюдают рост почитания Кириакии. В календарях её начинают именовать великомученицей (например, XIV в.). К XIII в. сложилась своеобразная иконография Кириакии: в короне и в царском одеянии, украшенном медальонами с изображениями других дней недели, она предстаёт как аллегория воскресного дня. Наибольшее распространение этот иконографический извод получил на Кипре (фрески в церкви Пресвятой Богородицы в селе Кофину (XIII в.), в соборе святителя Ираклидия монастыря преподобного Иоанна Лампадиста (XIII в.), в церкви святителя Димитриана в Дали (1317 г.) и в церкви архангела Михаила в селе Педулас (1474 г.), исследователи встречают также на Пелопоннесе на полуострове Мани (в церкви мученицы Кириакии в селе Кунос, XIII в.) и в Грузии (церковь Спаса в Цаленджихе (1384–1396 гг.). В новогреческих календарях существуют разногласия относительно чина святости Кириакии: в «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митрополита Леонтопольского, и в Диптихах Элладской православной церкви она названа великомученицей, в греческой богослужебной Минее и в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» – мученицей. В большинстве византийских агиографических источников память Кириакии отмечена под 7 июля (эта дата утвердилась в современных календарях РПЦ, Болгарской, Сербской и Греческих церквей), кроме того, сведения об этой святой исследователи встречают под 6 июля в ряде месяцесловов Евангелий (например, конца XI в.), под 26 июля – в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца Х в.), под 10 августа (XII в.) и 1307 г., а также под 14 мая – в рукописи Исторического музея (1021/1022 г.). Честная глава и правая рука Кириакии хранятся в монастыре преподобного Дионисия (Афон). Частицы мощей находятся в Северной Греции в монастыре Ксиропотам на Афоне, исихастирии Вознесения Господня близ Козани, в церкви пророка Илии в Фессалонике и церкви Преображения Господня в фессалоникском районе Каламария; на Пелопоннесе – в монастырях св. Таксиархов близ Эйо и Макеллария близ Калавриты; на Кикладах – в церкви Пресвятой Богородицы Евангелистрии на острове Тинос; на острове Самос – в монастырях Честного пояса Пресвятой Богородицы во Вламари и пророка Илии близ Карловаси; на островах Додеканес – в монастыре апостола Иоанна Богослова на острове Патмос; на Кипре – в архиепископской резиденции в Никосии, Киккском и Махерасском монастырях. Зарождение почитания Кириакии (под славянским переводом имени – Неделя) в болгарских и сербских землях связано с перенесением её мощей в Тырново (ныне Велико-Тырново) представителями болгарской династии Асеней (первая треть XIII в.), хотя точная дата и обстоятельства перенесения, как и дальнейшая история мощей, исследователям неизвестны. Славянский перевод греческого проложного Жития был выполнен ещё в период византийского владычества над болганскими землями (1018–1195 гг.) или в связи с перенесением мощей. Самый древний список, в котором святая именуется греческим именем, находится в болгарском Прологе XIV в. на март-август.

 



 
PR-CY.ru