КРАСНОЖЕН Михаил Егорович - Страница 7

М.Е. Красножен описывает отношение к иноверцам русской церковной и государственной власти на основании канонического кодекса церкви и светского законодательства: останавливается на вопросах о чинах присоединения к церкви инославных, а также о возможности брака православных с инославными (по сведениям М.Е. Красножена, впервые такие браки были разрешены в России в 1721 г.). В сочинении М.Е. Красножен пытается найти обоснование тезису о том, что «большей веротерпимости к иноверцам, чем та, коей пользуются они у нас, не может быть». По его мнению, ни католики, ни протестанты веротерпимости и свободы совести не признают, а «римско-католическую церковь никогда не покидала мысль подчинить себе Россию». М.Е. Красножен приводит данные о том, что в 1634 г. Московское правительство в договоре с голштинцами запретило под угрозой смертной казни «латинской веры людей с собой… привозить», и трактует этот запрет как «самозащиту» православных «от натиска». «Охранением чистоты и неприкосновенности православия, а отнюдь не какой-нибудь нетерпимостью» объясняет он «стремления правительства ограничить иностранцев отправлением только домашнего богослужения и постоянные отказы его в разрешении постройки… церквей». М.Е. Красножен делает вывод, что «охранение господствующей православной веры и полное невмешательство во внутреннюю религиозную жизнь иноверцев были теми началами, которыми руководствовалось русское церковное и светское правительство в своих отношениях к иностранным вероисповеданиям на всём пространстве истории русского государства». Однако данное положение небесспорно и вступало в противоречие с причинами появления указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г. ), главные из которых «сердечное стремление обеспечить каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести» и «принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии». М.Е. Красножен отмечает, что факт признания каждой христианской конфессией только себя истинной Христовой церковью, принадлежность к которой в деле спасения безусловно необходима, обуславливает особенности во взаимоотношении церквей. 1. Ни одна церковь не может иметь внешней юрисдикции над последователями других христианских исповеданий. 2. Церковь не может быть принуждаема к «преподанию своих духовных благ» лицам, к ней не принадлежащим. 3. Каждая церковь имеет право признавать или не признавать действительность религиозных актов (например, смешанного брака), совершённых в другой церкви. 4. Каждая церковь, признавая принадлежность к ней необходимой для спасения, не может допускать индифферентизм в делах веры или терпеть прозелитизм. 5. Ни одна церковь не разрешает свободный переход своих членов в другое религиозное общество. 6. В делах веры недопустимо принуждение, «оружие борьбы с заблуждениями должно быть духовным, а не материальным». 7. Церкви запрещают вступление своих членов в молитвенное общение с инославными или иноверцами, поскольку, «допуская безразличие, церковь уничтожила бы сама себя». 8. Церкви не должны относиться враждебно к лицам, к ним не принадлежащим. В конце книги М.Е. Красножен выражает надежду на то, что соединение церквей «будет снова восстановлено», однако не уточняет, на каких условиях оно могло бы произойти. В брошюре «Положение неправославных христиан по действующему законодательству» (1901 г.) М.Е. Красножен отмечает, что инославные Российской империи свободно исповедуют свою веру и публично отправляют обряды, при этом они лишены права проповеди своего вероучения, поскольку «государственная власть не может равнодушно относиться к совращению из Православия».

 



 
PR-CY.ru