КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 6

Смысл слов апостола Иакова тот, что истинная спасающая вера тесно связана с доброделанием: вера первенствует и предшествует, как причина, а дела последуют, как её следствие. Таким образом, ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, поскольку друг без друга они невозможны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём». Почему так? Потому что весь закон со всеми своими многочисленными и многообразными заповедями частными есть выражение одной воли Одного Законодателя Бога и преступление одной заповеди есть, таким образом, неповиновение воле Единого Законодателя и, следовательно, преступление против закона вообще. Блаженный Феофилакт под «всем законом» понимает здесь христианскую любовь, к которой, по словам Господа, сводится «весь закон и пророки» (Мф. 22:40): «Кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать..., не о том говорится, чтобы добродетели вовсе не имели никаких недостатков, а о том, что любовь должно иметь не недостаточную, не лицеприятную, а всецелую. То же можем сказать и о других добродетелях. Кто несовершенно держится целомудрия или справедливости, а что-нибудь опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему телу добродетели. Итак, под всем законом до́лжно разуметь закон о любви». «Милость превозносится над судом» – суд по правде Божьей грозит осуждением всякому грешнику, а грешны пред правдой Божьей все и верующие христиане; но милость, благотворительная любовь по Закону Божию носит в себе уверенность, что она превозможет угрожающую силу суда и освободит от заслуженного наказания за грехи, оправдает, спасёт». Вот какое большое значение, следовательно, имеют дела – дела христианской любви, дела милосердия к ближним. Иаков указывает дальше, что и ветхозаветные праведники, как Авраам и женщина Раав, содействовавшая евреям при взятии Иерусалима, спаслись не верой только, но и делами, которыми они проявили свою веру. «Как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва». Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении учить других, как надо жить. В третьей главе апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека, и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе, и поэтому с какой осторожностью нужно браться за служение учителя жизни. «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Значение языка как органа речи в жизни человеческой Иаков сравнивает с удилами, рулём и огнём. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль даёт направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. «Так и язык небольшой член, но много делает, посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает, и язык – огонь, прикраса неправды», он «оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни». Воспаляемый сам от геенны, т.е. от дьявола, отца лжи, язык не поддаётся обузданию собственными усилиями человека. Только при помощи благодати Божьей человек может укротить свой язык.

 



 
PR-CY.ru