КАФОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ, Соборные послания - Страница 2

В Соборном послании апостола Иакова писатель сам называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа». В евангельской истории исследователям известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, – один из двенадцати апостолов и брат Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат апостола и евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; 3) Иаков, называемый братом Божьим, был одним из 70-ти апостолов и имел братьями Иосию, Иуду и Симона (Мф. 13:55), стал потом первым Иерусалимским епископом и получил у иудеев прозвище «праведного». В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, назывался ещё «меньшим». Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 г. в Иерусалиме, согласно «Деяниям святых апостолов»; 12:2). Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание Иакова обращено к иудеям, которые находились в рассеянии. Церковное Предание относит соборное послание апостола Иакова третьему Иакову – брату Божию, который был первым Иерусалимским епископом. В этом качестве он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из иудеев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех иудеев, даже и не уверовавших во Христа, за свою праведность. Он вёл строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Иудеи, даже из числа не уверовавших во Христа, прозвали его «праведником» и «опорой народа». Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». О жизни апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Симона, Иуды и Иосии (Мф. 13:55) и названым братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с Младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По мнению исследователей, он с братьями довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса как в Мессию (Ин. 7:3–5), почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати учеников Его. Но потом он всем сердцем уверовал, и Христос после Своего Воскресения удостоил его Своего особенного явления (1 Кор. 15:7). После Вознесения Христа он, как предназначенный к тому Самим Христом, был поставлен первым епископом Иерусалимской церкви и в качестве такового, а также как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. глава 15). Исследователи полагают, что вся его деятельность сосредоточивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., был сброшен иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного.

 



 
PR-CY.ru