КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 5

Традиционная католическая точка зрения заключается в том, что соединение с церковью необходимо для спасения, поскольку церковь обладает средством спасения. Если реальное соединение невозможно, тогда для Бога приемлемо просто искреннее желание такого соединения. Реальное соединение с церковью не является абсолютно обязательным, тогда как полное отделение от неё исключается. Ив Конгар (1904–1995 гг.) утверждал, что существуют разные степени членства в церкви. Хотя большая часть рода человеческого не имеет видимых и официальных связей с церковью, существует, тем не менее, такое явление, как невидимое членство. Там, где есть спасение, обязательно должна быть и церковь. Тем самым переворачивается традиционная формула, согласно которой спасение реализуется присутствием церкви. Второй Ватиканский собор одобрил позицию, сходную с позицией Ива Конгара: народ Божий не ограничивается видимой, иерархической церковью. Но это не означает, что кто-нибудь из народа Божьего не участвует в жизни видимой католической церкви или не связан с ней. Фактически народ Божий подразделяется на три категории по степени своей связи с церковью: 1. Католики, которые «полностью включены» в церковь. 2. Христиане-некатолики, которые «тесно связаны» с церковью. Хотя их положение не так надёжно, как у католиков, которые «полностью включены» в церковь, у них есть подлинные церкви, и они не отделены полностью от Бога. 3. Нехристиане, которые «предназначены к народу Божию различными путями». Третья группа включает тех, кого Карл Ранер называет «анонимными христианами». Тот факт, что эти люди находятся вне видимой католической церкви (или какой бы то ни было христианской церкви), не означает, что все они отделены от Божьей благодати. Христос умер и за них тоже, и мы не можем отрицать эту благодать. Концепции степеней членства и анонимных христиан позволили церкви признать возможность благодати вне её таинств и в то же время сохранить свой авторитет. В католической церкви обсуждается также природа спасения. В ходе этого обсуждения проявляется большая открытость в отношении классической протестантской концепции оправдания. Особое значение в этой связи исследователи придают работе Ганса Кюнга (1928–1997 гг.) о богословском учении Карла Барта. В прошлом католичество смешивало то, что протестанты называют оправданием и освящением, объединяя их в одном понятии освящающей благодати. Ганс Кюнг же говорит об объективном и субъективном аспектах оправдания. Первое соответствует тому, что протестанты обычно называют оправданием. В этом аспекте спасения человек пассивен, а Бог активен. Второе же приблизительно соответствует тому, что протестанты обычно называют освящением; здесь человек активен. Ганс Кюнг замечает, что Карл Барт придавал главное значение первому из этих аспектов, а Тридентский собор – второму. Тем не менее, между Карлом Бартом и Тридентским собором настоящего конфликта исследователи не видят. Католическая церковь, стала более терпимо относиться не только к протестантской концепции оправдания, но и к лютеровскому истолкованию благодати. Итак, в последние годы католическая церковь стала более открытой к признанию возможности, что некоторые люди, находящиеся вне видимой церкви и даже вообще не считающие себя христианами, могут принимать благодать. В результате католическое понимание спасения стало более широким по сравнению с традиционной концепцией. В частности, нынешнее понимание спасения включает в себя отдельные аспекты, которые ранее обычно связывались с протестантизмом. См. также Католицизм



 
PR-CY.ru