КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 3

Официальные вероучительные нормы ещё сохраняются, но теперь их дополняют, а в некоторых случаях даже им противоречат позднейшие формулировки. К этим позднейшим формулировкам относятся решения второго Ватиканского собора и публикации мнений отдельных католических богословов. Официальная католическая позиция в течение долгого времени заключалась в том, что церковь – единственный канал, через который может быть получена Божья благодать. Благодать передаётся через таинства церкви. Люди, которые находятся вне официальной или организованной церкви, получить её не могут. Церковь считала, что она обладает исключительной привилегией распределять божественную благодать. Важным в этой традиционной точке зрения было также чёткое разграничение природы и благодати. Природа в человеке состоит из двух компонентов: пассивной способности принимать благодать и желания или жажды благодати. Однако человек не способен удовлетворить эти элементы своей природы никакими своими собственными делами и достижениями. Здесь требуется благодать, понимаемая как божественная жизнь, которая даётся человеку Богом. По ряду позиций эта традиционная точка зрения претерпела изменения. Одно из этих изменений касается природы человека. В этом плане впечатляющую работу проделал Карл Йозеф Эрих Ранер (1904–1984 гг.). Описывая человека, существующего вне церкви и её таинств, Карл Ранер говорит о «сверхъестественном экзистенциале». Под этим он понимает не только то, что в человеке заложен потенциал познания Бога, но и что эта возможность уже активно реализуется. Не существует такого состояния, как полная, абсолютная отделённость от благодати, которая присутствует уже в самой природе; человек переживает благодать как часть собственного «Я». Современная католическая теология, использующая наработки последнего Собора и стремящаяся выработать новые методы рефлексии христианского вероучения, структурно подразделяется на: 1) историческую (история церкви, история теологии, история догматики, историческое библиоведение; экзегетика – учение о смысле и содержании Библии; 2) систематическую (догматика, доказывающая истинность и богоустановленность основных формул вероучения; фундаментальная теология (или апологетика), в круг проблем которой входят доказательства возможности постижения Откровения, мотивов веры и предрасположенности к вере, чудес, учения об апостолах, о церковно иерархии, о папе и папской безошибочности в вопросах веры и морали, о божественной сущности церкви и её атрибутах – единстве, святости, всеобщности и апостоличности; нравственная теология, включающая в себя также аскетическую и мистическую теологию, поучающая, как должен вести себя христианин в земной жизни, чтобы она стали средством для достижения вечного блаженства; каноника, или теория церковного права); 3) практическую (гомилетика; катехетика – вопросы изучения церковного вероучения; литургика – теория богослужения).

 



 
PR-CY.ru