КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ – система обоснования католического учения о Боге, комплекс доказательств истинности католической догматики, религиозной морали, правил и норм жизни верующих и духовенства. В более узком значении католическая теология – теистическая (см. Теизм) нормативная дисциплина, задачей которой является систематизация, интерпретация и развитие католической доктрины на основе экзегезы Священного Писания. Католическая теология, развиваясь в противостоянии с языческими и иудаистскими представлениями о Боге и богах, формировалась на основе идей Аврелия Августина (Блаженного), соединившего патристическую теологию II–IV вв. с положениями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявилось несколько тенденций: мистического обоснования учения о Боге (Бернар Клервоский, Бонавентура), рационализации этого учения (Пьер Абеляр) и создание теологии двойственной истины (Сигер Брабантский). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский разработал в XIII в. так называемую естественную теологию (см. Теология естественная) названную дополнением к «сверхразумной» теологии. Согласно Фоме Аквинскому, «естественное» познание Бога, в конечном счёте, обязательно должно быть дополнено верой, поскольку суждения о Боге, сделанные на основе познания сотворённого им мира, в рамках одной только «метафизики», не основывающееся на данных Откровения, содержат в себе опасность искажения образа Бога. В Средние века католическая теология заняла ведущие позиции в иерархии церковных дисциплин. В XVI в. в её рамках были сформулированы представления о власти в церкви, о самой церкви как видимой общности, созданы условия для последующих разработок по истории догматов и выработки целостной системы догматики. Большое значение для развития теологии имел Тридентский собор, положивший начало разработке проблем благодати и свободы воли человека, уточнивший смысл взаимоотношения Священного Писания и Священного Предания, понятия и количества таинств, проблем чистилища и культа святых; Собор инициировал становление моральной теологии в качестве самостоятельно дисциплины. В XIX в. в рамках Тюбингенской школы (Иоганн Себастьян фон Дрей, Иоганн Адам Мёлер, А. Граф) были осуществлены попытки восприятия теологией понятийного аппарата немецкой классической философии и исторического метода. На базе новой методологии И.С. фон Дрей заложил основы современной католической апологетики; И.А. Мёлер – учение о церкви как живом организме, который, постоянно развиваясь, передаёт и реализует Слово Христа; А. Граф – оригинальной концепции пасторской теологии.

 



 
PR-CY.ru