КАСИЦЫН Дмитрий Фёдорович - Страница 3

Д.Ф. Касицын осуществил историко-догматический обзор и разбор указанных расколов и связанной с ними богословской полемики, выделяя, с одной стороны, идеи, включённые в учение о церкви, с другой – аргументы, важные для современной полемики с оппонентами православной экклесиологии. Особое внимание он обращал на нюансы понятий «святость» и «чистота» в отношении к церкви и к её отдельным членам. Для исследователей представляют интерес и фрагменты этой работы, например, сравнение монтанистских «лжепророков» с членами церкви, «имевшими дары пророчества», в их отношении к разъяснению смысла Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Исследователи отмечают и цикл статей Д.Ф. Касицына, связанных с его европейской командировкой 1875–1876 гг. Кроме путевых впечатлений, описаний городов, храмов, богослужений Д.Ф. Касицын также изложил свой взгляд на западные конфессии, их догматическую, каноническую, церковно-историческую, интеллектуальную и культурную состоятельность. Статьи дополняют неопубликованные лекции автора, оставшиеся в воспоминаниях учеников. Д.Ф. Касицын категорически не соглашался с тем, что Реформация была следствием церковного и нравственного упадка католицизма. Напротив, он считал, что Рим всегда был «средоточием умственной и особенно художественной жизни», сокровищницей «произведений человеческого гения». Д.Ф. Касицын развенчал «мнение об особенно высокой образованности протестантских пасторов и о полуобразованности ксёндзов и вождей католических». Опираясь на личные впечатления, он подчёркивал, что «протестантские пасторы, несмотря на всё содействие сильного правительства, оказываются бессильными» в сравнении с католическими богословами. В более поздних работах, например, в речи, посвящённой 400-летнему юбилею Мартина Лютера, произнесённой на публичном акте в Московской духовной академии 1 октября 1884 г., Д.Ф. Касицын старался развенчать образовательные успехи Мартина Лютера и его последователей и их тезис о «свободном развитии наук и искусств» в протестантизме. Основываясь на цитатах из трудов Мартина Лютера, Д.Ф. Касицын назвал его противником высшего образования, а в лютеровских преобразованиях немецких университетов увидел намерение их разрушить. Такое отношение к протестантизму и его деяниям в области образования и культуры Д.Ф. Касицын объяснял желанием восстановить истинную иерархию ценностей. Из двух западных исповеданий – римского католицизма и протестантизма первое в России, по мнению Д.Ф. Касицына, было отвергнуто и решительно осуждено ещё в древности («веры латинския бегати лепо есть»), протестантизм же как критика католицизма нередко считался выражением «беспристрастной и здравой мысли». Именно Рим и католичество, а не Берлин и Виттенберг и не протестантизм Д.Ф. Касицын считал подлинными источниками западной цивилизации, причём не только во времена прошедшие, но и в современные ему. Д.Ф. Касицын подчёркивал своё критическое отношение к специфическим положениям Римско-католической церкви: догмату о непогрешимости папы Римского, индульгенции («таксе за грехи», «паспортам в рай»). Но он строго различал в католичестве его вселенскую основу, к которой относился бережно, и позднейшие наслоения – «измышления католиков-папистов». Католичество, с точки зрения Д.Ф. Касицына, при всех уклонениях, всё же «хотело и хочет держаться христианской почвы». Более сурово он оценивал протестантизм, принизивший христианские идеалы.

 



 
PR-CY.ru