КАСИЦЫН Дмитрий Фёдорович

КАСИЦЫН Дмитрий Фёдорович (1840–1901 гг.) – протоиерей, богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии. Родился в семье дьякона Фёдора Петрова, давшего сыну фамилию Косицын. Впоследствии фамилия писалась и как Косицын, и как Касицын (по этой причине на него было заведено два личных студенческих дела в архиве Московской духовной академии), сам он всегда придерживался второго варианта. В 1854 г. Д.Ф. Касицын окончил Звенигородское духовное училище при Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре, в 1860 г. – Вифанское духовное училище по первому разряду, в 1864 г. – Московскую духовную академию с учёной степенью магистра богословия (третьим по разрядному списку). В том же году был назначен в Вифанскую духовную семинарию сначала преподавателем патристики и греческого языка, затем – логики, психологии и латинского языка. В 1867 г. Д.Ф. Касицын был утверждён Синодом в степени магистра богословия и приглашён в Московскую духовную академию бакалавром частной церковной истории нового периода (истории Западной церкви с XVI в.); Д.Ф. Касицын сменил Николя Кирилловича Соколова, который перешёл в Московский университет. В 1869 г., при введении нового Устава духовных академий, Д.Ф. Касицын занял кафедру общей церковной истории (новой), а в 1873 г. был избран на должность экстраординарного профессора. С 15 июня 1875 г. по 15 августа 1876 г. находился в командировке в Европе, изучая религиозную жизнь западных конфессий. При введении нового Устава духовных академий 1884 г. Д.Ф. Касицын занял кафедру истории и разбора западных исповеданий, а в 1889 г. был удостоен звания заслуженного профессора. По воспоминаниям выпускников Московской духовной академии, лекции Д.Ф. Касицына по истории западных исповеданий (тексты не опубликованы) отличались оригинальностью и «живостью» изложения. Лектор, словно каждый раз заново переживая излагаемое, импровизировал, к тетрадке обращался только за цифрами и цитатами. Студентам, которые писали у него семестровые сочинения, Д.Ф. Касицын рекомендовал несколько книг на иностранных языках, требуя их тщательного изучения, акцентируя внимание не на количестве использованной литературы, а на понимании всех нюансов конфессиональной специфики. Д.Ф. Касицын был женат на дочери протоиерея Василия Петровича Нечаева (впоследствии епископ Костромской и Галичский Виссарион). В 1889 г., овдовев, В.П. Нечаев принял постриг и был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Своим преемником в храме Николая Чудотворца в Толмачах епископ Виссарион хотел видеть зятя. Однако Д.Ф. Касицын сомневался в том, стоит ли принимать священнический сан. 18 августа 1889 г. митрополит Иоанникий (Руднев), вызвав Д.Ф. Касицына в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, «столько со властию, столько, и даже более, с любовью, посоветовал… принять предложенное служение». Д.Ф. Касицын, увидев в этом волю Божью, согласился. Резолюцией митрополита Иоанникия (Руднева) от 20 августа того же года Д.Ф. Касицын был назначен священником в Никольскую церковь, в которой служил до кончины. Указом Синода от 20 ноября 1889 г. Д.Ф. Касицын был утверждён в должности издателя-редактора журнала «Душеполезное чтение» (сменил основателя этого издания епископа Виссариона). Одновременно до 1893 г. оставался профессором Московской духовной академии.

 



 
PR-CY.ru