КАЙРОС - Страница 4

«Кайрос» – это выразительное включение в общий предмет дискурса, оказывающее влияние на всю риторику. В христианском восприятии мира «кайрос» – время Боговоплощения, т.е. земной жизни Иисуса Христа, Его смерти и воскресения. В более узком смысле «кайрос» как время пришествия Христа («время свершения») – ключевое понятие экзистенциальной теологии Пауля Тиллиха. Оно понимается как «подлинное время», поворотный пункт истории, исполненный исключительно религиозного значения. В этом отношении понятие «кайрос» противостоит историческому исчисляемому времени, не несущему такого религиозного смысла, – «хроносу». С точки зрения Пауля Тиллиха, история имеет два измерения – доисторическое и историческое время. «Доисторический» период, в который включается вся эпоха до смерти и воскресения Христа, характеризуется как время, не имеющее субъективно осознаваемой людьми цели и смысла их жизни. «Исторический» период начинается с момента Боговоплощения, в результате которого в человеческом бытии устанавливается «единство сущности и существования», утраченное с грехопадением человека, а история обретает внутреннюю религиозную направленность. В целом, помимо главного, Пауль Тиллих выделяет и то, что он называет «малым кайросом», т.е. поворотные и смыслообразующие в религиозном отношении моменты истории, дающие каждому человеку возможность осмысления своего бытия. В периоды «кайроса» религия целиком пронизывает культуру и общество, придавая подлинное значение всей жизни. По убеждению Пауля Тиллиха, одним из таких «кайросов» выступает период после Второй мировой войны, когда происходит поворот от поверхностного восприятии действительности к углублённо-религиозному, захватывающий не только собственно религиозное, но и светское мышление. В Новом Завете «кайрос» означает «назначенное время для Божьего замысла», время, когда Бог действует (например, в Евангелии от Марка 1:15: «кайрос» исполнился, и приблизилось Царство Божье). «Кайрос» (в Новом Завете используется 86 раз) относится к подходящему времени, «моменту» или «сезону», таким, как «время сбора урожая», тогда как «хронос» (используется 54 раза) относится к определённому количеству времени, например, день или час. В Евангелии от Иоанна 7:6 Иисус проводит различие между «Его» временем и временем «Его братьев»: парадоксальным образом это «всегда» время его братьев. В этом контексте они могут отправиться в Иерусалим в любое время, когда захотят. В восточных православных и восточных католических церквах, прежде чем Божественная литургия начинается, и диакон возглашает «Пора для Господа действовать», указывая на то, что время литургии находится на пересечении с Вечностью. В «Интерпретации истории» неоортодоксальный лютеранский теолог Пауль Тиллих широко использовал этот термин. Для него «кайросы» – кризисы в истории, которые создают возможность, и действительно требуют, экзистенциального решения по этому вопросу человека – пришествие Христа является ярким примером. На примере теологии освобождения в Южной Африке при апартеиде термин «кайрос» используется для обозначения «назначенного времени», «решающего времени. В основных теоретических трактатах Гиппократа (460–357 гг. до н.э.) о природе медицинской науки и методологии термин «кайрос» используется в первой строке. Гиппократа принято считать отцом медицины, но его вклад в научный дискурс обсуждается меньше. В то время как «кайрос» чаще всего означает «подходящее время», Гиппократ также использовал этот термин, имея в виду эксперименты. Использование этого термина позволило ему «более точно выразить различные составляющие медицинской практики». Здесь это слово больше относится к пропорции, среднему значению и неявному смыслу правильной меры.

 



 
PR-CY.ru