КАЙРОС - Страница 2

Соперничающими школами были школа софистов и школа их оппозиции, возглавляемая такими людьми, как Аристотель и Платон. Софизм подходил к риторике как к виду искусства. Члены школы путешествовали по Греции, обучая граждан искусству риторики и успешного выступления. В своей статье «К софистическому определению риторики» Джон Поулакос определяет риторику с софистической точки зрения следующим образом: «Риторика – это искусство, которое стремится уловить в подходящие моменты то, что уместно, и пытается предложить то, что возможно». Аристотель и Платон, с другой стороны, рассматривали софистическую риторику как инструмент, используемый для манипулирования другими, и критиковали тех, кто ей учил. «Кайрос» вписывается в софистическую схему риторики в сочетании с идеями «препон» и «динатон». Эти два термина в сочетании с «кайрос» – их ключи к успешной риторике. Как заявил Джон Пулакос, «препон» имеет дело с понятием, что «сказанное должно соответствовать как аудитории, так и обстоятельствам». «Динатон» имеет отношение к идее возможного или к тому, в чём докладчик пытается убедить аудиторию. «Кайрос» в софистическом контексте основан на мысли, что речь должна произойти в определённое время, чтобы она была наиболее эффективной. Чтобы риторика была содержательной и успешной, она должна быть представлена в нужный момент, иначе она не окажет такого же воздействия на членов аудитории. Аристотель и его последователи также обсуждают важность «кайроса» в своих учениях. В своей «Риторике» Аристотель одним из способов использования идеи «кайроса» назвал ссылку на специфику каждой риторической ситуации. Он считал, что каждая риторическая ситуация отличается, и поэтому в тот момент необходимо применять разные риторические приёмы. Одна из самых известных частей риторики Аристотеля – это когда он обсуждает роли пафоса, этоса и логоса. Аристотель связывает «кайрос» с этими понятиями, утверждая, что в каждой риторической ситуации есть моменты, когда нужно использовать одно над другими. «Кайрос» классически определялся как концепция, сфокусированная на «уникальном своевременном, спонтанном, радикально особенном». Древние пифагорейцы считали «кайрос» одним из самых фундаментальных законов Вселенной. Говорят, что «кайрос» собрал воедино дуалистические пути всей Вселенной. Эмпедокл был философом, связавшим «кайрос» с принципом противоположностей и гармонии. Затем он стал принципом конфликта и разрешения и, таким образом, был включён в качестве концепции риторики. В своей статье «Критико-риторическая этнография: переосмысление места и процесса риторики» Аарон Гесс предлагает определение «кайроса», которое объединяет два классических приложения. Аарон Гесс обращается к точке зрения Джона Пулакоса: «Короче говоря, кайрос диктует, что сказанное должно быть сказано в нужное время». Он также предполагает, что помимо своевременности «кайрос» учитывает уместность. Согласно Аарону Гессу, «кайрос» можно понимать либо как «приличие или уместность любого данного момента и речевого акта, подразумевающего опору на данное или известное», либо как «своевременное, спонтанное или своевременное». Хотя эти две идеи о «кайросе» могут показаться противоречащими друг другу, Аарон Гесс говорит, что они предлагают более широкое понимание этого термина. Кроме того, они поощряют творчество, которое необходимо для адаптации к непредвиденным препятствиям и мнениям, которые могут изменить подходящий или подходящий момент, т.е. «кайрос».

 



 
PR-CY.ru