КАЙРОС

КАЙРОС – древнегреческое слово, означающее правильный, критический или подходящий момент. У древних греков для обозначения времени использовалось два слова: «хронос» и «кайрос». Первое относится к хронологическому или последовательному времени, а второе означает подходящее или благоприятное время для действий. В то время как хронос является количественным, кайрос имеет качественную, постоянную природу. Кайрос также означает погоду на современном греческом языке. Множественное число «kairoi» (древнегреческий и новогреческий) означает время. «Кайрос» – это термин, идея и практика, которые применялись в нескольких областях, включая классическую риторику, современную риторику, цифровые медиа, христианское богословие и науку. В этимологическом исследовании этого слова в 1951 г. Ричард Брокстон Ониан прослеживает основной корень этого слова до древнегреческой ассоциации как со стрельбой из лука, так и с ткачеством. В стрельбе из лука слово «кайрос» обозначает момент, когда стрела может быть выпущена с достаточной силой, чтобы пробить цель. В ткачестве «кайрос» обозначает момент, когда челнок может проходить через нити на ткацком станке, точно так же как «длинное туннельное отверстие, через которое должна пройти стрела лучника» и как момент, «когда ткач должен протянуть пряжу через зазор, который на мгновение открывается в основе, ткань ткётся». Оба являются примерами решительного действия, основанного на точности. В литературе классического периода писатели и ораторы использовали слово «кайрос», чтобы указать моменты, когда было совершено подходящее действие, часто с помощью метафор, включающих стрельбу из лука и способность целиться и стрелять в точное время в цель. Так, например, драма, написанная Еврипидом, описывает способность влиять и изменять сознание другого человека путём «с целью их поклон за кайроса». «Кайрос» в целом был сформулирован как инструмент для объяснения и понимания вмешательства людей в их действия и соответствующих последствий. Он также является альтернативным написанием младшего греческого божества Каеруса, бога удачи и возможностей. В классической риторике «кайрос» является «проходной мгновенным, когда появляется отверстие, которое должно проезжать с силой, если успех будет достигнут». Кайрос был центральным персонажем софистов, которые подчёркивали способность ритора приспосабливаться к изменяющимся случайным обстоятельствам и использовать их преимущества. Исократ пишет, что образованными людьми являются те, «которые хорошо управляют обстоятельства, с которыми они сталкиваются изо дня в день, и кто способен точно судить, является ли в решении случаев, когда они возникают, и редко скучает целесообразный курс действий». Кайрос также очень важен в риторике Аристотеля. Для Аристотеля он является временным и пространственным контекстом, в котором будет представлено доказательство. Кайрос стоит рядом с другими контекстными элементами риторики: аудитория, которая представляет собой психологический и эмоциональный состав тех, кто получит доказательство; и To Prepon – стиль, в котором оратор одевает доказательство. В Древней Греции «кайрос» использовался обеими основными школами в области риторики.

 



 
PR-CY.ru