КИФА - Страница 2

Сомнения исследователей основаны на древней церковной традиции. Автор апокрифа второй половины II в. «Письмо апостолов» («Epistula Apostolorum») среди 11 апостолов, которым явился воскресший во плоти Христос, рассматривает Кифу и апостола Петра как разных личностей. Имя Кифа содержится в эфиопской версии этого апокрифа, причём в списке апостолов отсутствуют имена Иакова Алфеева и Симона Зилота. Cреди апостолов от 12 имя Кифа встречается в литургико-канонических памятниках конца III – начала IV вв., например, в «Канонах святых апостолов» (в этом списке апостолов Варфоломей и Нафанаил обозначены как разные лица, апостол Левий Фаддей и один апостол Иаков отсутствуют). В памятнике сирийского происхождения «Дидаскалия апостолов» Кифа и Пётр также представлены как два апостола. Другое раннее свидетельство о Кифе относится к началу IV в.: Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» приводит цитату из несохранившегося сочинения Климента Александрийского «Очерки» («Hypotyposes»), согласно которому Кифа был апостолом от 70. Эта традиция нашла полемическое отражение в V в. в «Толковании на Послание к Галатам» Иеронима Стридонского, который, обращаясь к рассказу о споре апостола Павла с апостолом Петром (Гал. 2:11–13), критически замечает: «Есть такие, которые под Кифою… видят не апостола Петра, а другого из 70 учеников, назвавшегося этим именем». Сам комментатор не разделяет подобного мнения, считая, что во всех местах Нового Завета, где упоминается Кифа, речь идёт об апостоле Петре. В «Пасхальной хронике» (VI в.) сказано, что именно с Кифой спорил апостол Павел об «иудействе», очевидно, подразумевая слова апостола Павла из Гал. 2:11. Кифа представлен во всех византийских каталогах апостолов от 70: в списке V–VI вв., приписываемом Епифанию Кипрскому, сказано, что Кифа был обличён апостолом Павлом в Антиохии и впоследствии стал епископом Конии (Икония?; такая же информация содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому). Имя Кифа встречается в списке VII–VIII вв., который атрибутируют Ипполиту Римскому, однако в отличие от остальных апостолов место его служения не указано. В сирийском варианте списка апостолов IX в., происходящем из рукописи монастыря св. Екатерины на Синае, говорится, что Кифа претерпел мученическую смерть, будучи побит камнями в Антиохии. Автором варианта этого списка апостолов в рукописи назван св. Ипполит Римский. В пространной редакции византийской хроники X в., приписываемой Симеону Логофету, сказано, что Кифа стал епископом Колон. Сведения о том, что Кифа был епископом Конии, приводятся в византийских синаксарях, где его память отмечена под 8 декабря вместе с апостолами от 70 Сосфеном, Аполлосом, Тихиком, Епафродитом, Кесарем и Онисифором.

 



 
PR-CY.ru