КИФА

КИФА (I в.) – апостол от 70 (память 30 марта, 8 декабря; память в Византийской церкви 30 июня – в Соборе всех апостолов). В Священном Писании это имя встречается шесть раз (Ин. 1:42; 1 Кор. 1:12; 3:22; 9:5; 15:5; Гал. 2:9). Никто из исследователей Священного Писания не рассматривал текст Ин. 1:42 как указание на возможное упоминание о Кифе, наибольшую трудность для комментаторов представляло истолкование Гал. 2:7–9, где апостол Павел одновременно использует имена Пётр (стихи 7, 8) и Кифа (стих 9). Текстологический анализ этих примеров свидетельствует о нерегулярном употреблении имени Кифа в библейских рукописях. Уже в Гал. 1:18, где говорится, что апостол Павел пробыл в Иерусалиме у апостола Петра (по синодальному переводу) 15 дней, в отдельных ранних папирусах и в Синайском кодексе стоит имя Кифа, а в поздних византийских маюскулах и textus receptus оно было заменено именем Пётр. Разночтения этих имён в рукописной традиции присутствует и в Гал. 2:9, 11, 14, поэтому в западных исследованиях, ориентированных на современные переводы Священного Писания и основанных на критических изданиях, приводится больше случаев упоминания имени Кифы в Новом Завете. Согласно мнению, принятому большинством христианских экзегетов, во всех отрывках Нового Завета, когда апостол Павел говорит о Кифе, речь идёт об апостоле Петре; оба имени взаимозаменяемые. Этой линии придерживались как отцы древней церкви, так и большинство современных комментаторов. Большинство библейских исследователей никогда не ставили под сомнение, что Кифа и Пётр – это имена одного и того же человека, другое мнение считалось «абсолютно необоснованным представлением». Некоторые комментаторы полагали, что апостол Павел в Гал. 2:7–9 употребляет имена Петра и Кифы абсолютно произвольно, особенно учитывая их взаимозаменяемость в библейских рукописях, или рассматривали имя Пётр как позднейшую редакторскую правку или глоссу. Другая наиболее распространённая интерпретация была впервые предложена Оскаром Кульманом и Эрихом Динклером и поддержана другими исследователями. Учёные обратили внимание, что апостол Павел использует в этом отрывке письменные источники, например, обращается к официальному документу Собора апостолов Иерусалимской церкви, где могло быть указано имя Пётр. Тем не менее, ряд исследователей считали Кифу отдельным апостолом. Кроме того, некоторые авторы интерпретируют и другие отрывки Нового Завета: например, 1 Кор. 1:12; 3:22; 15:5 – как содержащие свидетельство о Кифе.

 



 
PR-CY.ru