КИПРИАН - Страница 33

Чаще Киприан изображался в составе композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 1730 гг. и распространённой среди старообрядцев-беспоповцев (Платонов В. Г. Об одном сюжете старообрядческой поморской иконописи. На таких иконах (исследователям известны шесть – по две в Русском музее, в Третьяковской галерее, по одной – в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, в частном собрании) Киприан представлен среди Московских митрополитов, как правило, между Филиппом (Колычевым) и Фотием. Исследователи отмечают, что его образ с длинной седой бородой и в архиерейской шапке ориентирован на произведения XVII в. и иконописные подлинники. Фронтальные фигуры Киприана и митрополита Фотия помещены на трёхстворчатом складне, сходном по программе, но ином по композиции (первая половина XIX в., Государственный музеё изобразительных искусств Республики Татарстан). Интерес к образам местночтимых Московских святителей был характерен и для представителей других течений старообрядчества, как показывает программа гравированных изображений на утраченном окладе первой половины – середины XIX в., который украшал образ «Положение ризы Господней», принадлежавший Антонию (Шутову), архиепископу Московскому и Владимирскому, выходцу из беспоповской среды (Покровский собор при Рогожском кладбище). На дробницах оклада Киприан был представлен вместе с другими Московскими святыми митрополитами и патриархами. По старообрядческому заказу, скорее всего, как полагают исследователи, была создана икона «Святители Киприан, Фотий и Филипп» мстёрского письма (1890 г., Исторический музей), возможно, парная аналогичному по композиции образу святителей Петра, Алексия и Ионы. Почитание Киприана в московском Успенском соборе также нашло отражение в памятниках XVIII–XIX вв.: на гравюре с видом Успенского собора и образами Московских святых Киприан представлен в правой группе вместе со святителями Алексием, Филиппом и Фотием (первая половина XVIII в.). В 1795 г. Московская Синодальная контора расследовала слухи о чудесах от гробниц в Успенском соборе, в том числе о происшедших «в недавнее время» чудесах от гробниц Киприана и Фотия. По словам соборных ключарей, «моление бывает при раках святителей Петра, Ионы, Филиппа и пред образами Фотия и Киприана, имеющимися на гробах их, пред которыми и прежде было». Исследователи полагают, что с этими событиями связано создание небольшой иконы «Святители Киприан и Фотий» из московской церкви святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Кузнецах, сохранившей серебряный оклад 1796 г. Святители представлены на фоне пейзажа в молении образу Божьей Матери «Знамение» (Киприан в полном архиерейском облачении, с панагией на груди и посохом в правой руке). В надписях святые названы «архиепископами», что, по мнению исследователей, отражает древний обычай именовать Киевских митрополитов «архиепископами всея Руси». Финифтяными образами Киприана и Фотия, а также других Московских и Константинопольских святых был украшен оклад храмовой иконы Успенского собора (доставлен 13 августа 1796 г. московским купцом, серебряных дел мастером Трифоном Семёновым Добряковым от неизвестных вкладчиков).

 



 
PR-CY.ru