КИПРИАН - Страница 32

Образ Киприана исследователи изредка встречают в произведениях, связанных с патриаршим двором и придворными мастерами. Они предназначались в том числе для рода Строгановых, что исследователи объясняют их близостью ко двору государя и вниманием к русским, в том числе малоизвестным, святым. Иконописец Истома Савин изготовил по заказу Максима Яковлевича Строганова на досках «гроба Петра митрополита» трёхстворчатый складень с изображением Московских святителей и юродивых в молении Богоматери (рубеж XVI и XVII вв., Третьяковская галерея; в начале XX в. находился в усыпальнице великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре). На левой створке – Киприан, в саккосе и белом клобуке, молится вместе с митрополитами Алексием и Филиппом перед образом Пресвятой Богородицы в изводе иконы «Моление о народе». Необычная форма относительно короткой скруглённой седой бороды свидетельствует, по мнению исследователей, о знакомстве иконописца с прижизненным образом Киприана на иконе «Спас митрополита Киприана». Эта деталь повторена и на окладе иконы митрополита Алексия (первая половина (вторая четверть?) XVII в., Серпуховский историко-художественный музей); на полях иконы помещены полнофигурные и поясные изображения Московских святых, в том числе Киприана. В составе этой программы, в той или иной мере напоминающей исследователям программы складня Истомы Савина, росписи церкви Ризоположения и иконы «Древо государства Российского», ростовой образ Киприана в саккосе и клобуке занимает довольно заметное место на левом поле, между фигурами святителей Ионы и Фотия. В памятниках «строгановского» круга исследователи встречают изображения Киприана в архиерейской митре: на иконе-таблетке «Минея на сентябрь и октябрь» (первая половина XVII в., Государственный Эрмитаж), на иконе «Минея на май» из Никольского единоверческого монастыря (середина XVII в.) – аналогично складню письма Истомы Савина. По мнению исследователей, к «строгановским» произведениям восходит и комплект святцев (начало XIX в., частное собрание), где Киприан изображён трижды: в композиции «Сретение Владимирской иконы Божьей Матери», под 16 сентября и 27 мая (вместе со святителями Фотием и Ионой; датирован 1660 гг. на основании надписи о принадлежности икон Дмитрию Андреевичу Строганову; представляет собой, по мнению исследователей, полностью поновленный древний памятник или его точную реплику). В церковном искусстве Нового времени Киприан известен исследователям по нескольким ансамблям, возникшим, по мнению исследователей, в старообрядческой среде и восходящим к произведениям царских и «строгановских» иконописцев: по минеям со сценой преставления Киприана под 16 сентября и со сценой перенесения мощей Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая (первая половина XIX в., частное собрание), по минейной иконе на сентябрь из частного собрания, а также по мстёрской сентябрьской Минее рубежа XIX и XX вв., где святитель изображён без шапки и в несвойственной его иконографии фелони; в шапке и фелони – на иконе избранных святых XIX в.

 



 
PR-CY.ru