КИПРИАН - Страница 3

В каталог библиотеки аббатства Клюни (XI в.) к ним добавлены переложения книг Паралипоменон. Эти поэтические парафразы не сохранились. Кроме того, в Средние века под именем Киприана Карфагенского был известен ряд поэтических произведений меньшего объёма, чем «Семикнижие», автором которых вполне мог быть Киприан. Р. Пайпер также издал под именем Киприана Галла поэмы «О Содоме», «Об Ионе», или «О Ниневии», «О Пасхе», «О воскресении мёртвых», «К сенатору». Поэмы «О Содоме» и «Об Ионе» помещены в Патрологии Ж.П. Миня среди произведений Тертуллиана; Вильгельм фон Гартель издал их в 1871 г. в Венском корпусе под именем Псевдо-Киприана Карфагенского. В рукописной традиции кроме Тертуллиана и Киприана Карфагенского эти произведения также атрибутируются Вьеннскому епископу Авиту. Сочинение «О Содоме» состоит из 167 гекзаметрических стихов, поэма «Об Ионе» – из 105. Они неразрывно связаны между собой не только близостью стиля и единством метрики, но и тем, что в поэме «Об Ионе» есть указание на поэму «О Содоме» как на произведение того же автора. Поэма «Об Ионе» начинается с пересказа конца этой библейской книги и потом возвращается к началу. В тексте не говорится о проповеди Ионы жителям Ниневии: исследователи полагают, что автор счёл, что это и так понятно из вступления. В поэме «О Содоме» последовательно описаны библейские события (Быт. 18–19). Обе поэмы связаны общей идеей долготерпения Божия и ожидания покаяния грешников, которое произошло только в Ниневии. Поэмы призывают читателей обратиться к Богу. Р. Пайпер сомневался, что Киприан был автором этих двух произведений. Однако К.Г. Бревер впоследствии настаивал на этой точке зрения. Автор поэм был хорошо знаком с классической поэзией, но при этом вольно перерабатывал библейский сюжет и внёс чуждый Киприану элемент морализаторства. Но сближает эти тексты с произведениями Киприана, по мнению исследователей, общность времени и места их создания. Небольшая поэма (85 гекзаметров) «К сенатору» также распространялась и издавалась под именами Киприана Карфагенского и Тертуллиана (Псевдо-Киприан Карфагенский). Автор упрекает некоего сенатора, бывшего консула, за то, что тот оставил христианскую веру и стал жрецом Великой Матери, т.е. Кибелы и Исиды. Он удивляется, как сенатор, образованный человек, мог предаться столь «смешным суевериям», и призывает своего адресата к покаянию, надеясь, что именно в поэтической форме его призыв будет услышан. Исследователи отмечают, что поэма написана классическим языком с небольшим количеством неологизмов и составных слов, что отличает её от текста «Семикнижия». «Молитвы» и «Пир (Вечеря) Киприана», из которых «Молитвы» обычно приписываются Киприану Антиохийскому (см. ст. Киприан и Иустина), по мнению К.Г. Бревера и Адольфа фон  Гарнака, также могут принадлежать Киприану. В первое произведение входят две молитвы (наличие их греческих прототипов представляется исследователям маловероятным): «О мучениках» («Pro martyribus») и «Произнесенная в день собственного страдания» («Quam sub die passione suae dixit»). Оба названия, скорее всего, как полагают исследователи, даны переписчиками на основании содержания текстов. Так, во второй молитве автор просит освободить его от этого века и излечить от «слабости плоти». Обе молитвы могли использоваться при совершении мессы, на это указывает и наличие возгласа: «Свят, Свят, Свят». Автор хорошо знает Ветхий Завет и эллинистическую иудейскую апокрифическую литературу, аллюзий на ветхозаветные события у него больше, чем на новозаветные. Кроме того, он знаком с «Актами Павла и Фёклы».

 



 
PR-CY.ru