КИПРИАН Карфагенский - Страница 51

Мосарабские авторы второй половины VIII в. упоминали о том, что праздник Обретения Креста и память Киприана Карфагенского отмечались в тот же день. Однако это свидетельство не находит подтверждения в богослужебных книгах: празднование Обретения Креста в испанской традиции совершалось 3 мая, праздник Воздвижения (14 сентября в римской традиции) был неизвестен. В Кордовском календаре, где описывается церковный год мосарабов епископства Кордова в X в., под 14 сентября указана только память «премудрого епископа Киприана Тасция, убиенного в Африке». В колофоне рукописи сочинения «О приснодевстве Марии» св. Ильдефонса писец архипресвитер Соломон указал, что он завершил работу 14 сентября 1067 г., «в день святого епископа Киприана, в понедельник, в третьем часу». Упоминания о празднествах в честь Святого Креста и св. Корнелия 14 сентября встречаются лишь в календарях XI–XII вв. из Северной Испании и Каталонии, созданных под французским влиянием. Богослужебные тексты о поминовении Киприана Карфагенского включены в печатные книги испано-мосарабского обряда, подготовленные по указанию Толедского архиепископа кардинала Франсиско Хименеса де Сиснероса (1495–1517 гг.). Стремление редакторов привести мосарабское богослужение в соответствие с римским образцами повлияло в том числе на изменения в санкторале. Так, в календаре миссала 14 сентября указан праздник Воздвижения Креста и память святых Корнелия и Киприана Карфагенского, хотя посвящённые Корнелию молитвы в книге отсутствуют. Перед днём памяти Киприана Карфагенского положен трёхдневный пост. Проприй мессы в целом заимствован из средневековых книг, добавлены две молитвы (возможно, составлены редактором). В календаре бревиария 14 сентября указаны только праздник Воздвижения и поминовение Киприана Карфагенского, но в тексте на память св. Корнелия положен общий оффиций мученику. Исследователи отмечают, что изменения в составе оффиция более значительны, чем в проприи мессы, однако на вечерне сохранены гимн Киприану Карфагенскому и молитвы «O decus orbis, o doctor unice» и «Christus Dominus qui (beatissimum) Ciprianum», восходящие к Веронскому орационалу конца VII в. Таким образом, несмотря на внесённые изменения, составители печатных книг попытались сохранить торжественный характер поминовения Киприана Карфагенского, что не соответствовало римской традиции. Согласно действующему испано-мосарабскому миссалу, праздник (festum) Киприану Карфагенскому отмечается 14 сентября. В богослужении римского обряда поминовение (memoria) мучеников Корнелия и Киприана Карфагенского совершается 16 сентября. В богослужебных книгах, изданных после Тридентского собора, память мучеников Корнелия и Киприана Карфагенского указывалась 16 сентября (со статусом «semiduplex»). В Римский Мартиролог имена мучеников были внесены под 14 сентября, но указывалось, что празднование следовало совершать 16 сентября. Тем не менее, в отдельных диоцезах праздник могли перемещать на другие даты. Так, согласно Лионскому бревиарию 1737 г., поминовение св. Корнелия совершалось 16 сентября, Киприана Карфагенского – 17 сентября. В Браге (Португалия) память Корнелия и Киприана Карфагенского отмечали 24 сентября. Особое празднование в честь Киприана Карфагенского сохранялось в испано-мосарабском обряде, который использовался лишь в нескольких храмах в Испании. В действующем Римском календаре поминовение (memoria) святых Корнелия и Киприана Карфагенского указано под 16 сентября, в Римский Мартиролог (издания 2001 г.) имена мучеников внесены под 14 сентября, с указанием, что литургическое празднование совершается 16 сентября.

 



 
PR-CY.ru