КСИРОПОТАМ - Страница 12

Об использовании принципов европейской живописи, особенно в передаче пейзажа и пространства, характерных для критской школы XVI–XVII вв., свидетельствует икона «Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский» (вторая половина XVII в.). Прославленные египетские анахореты сидят рядом. Их облик соответствует традиционной иконографии, но композиция чудесного явления ворона с хлебом трактована как жанровая сцена: святые обернулись вправо и смотрят на ветви дерева, куда опустился ворон. Их жесты различны, но выражают сопереживание. В каменистой пустыне пышно зеленеют растения, пальмы, напоминая райский сад. Встречаются и варианты, более близкие к византийским иконам, с элементами пейзажа, хотя и упрощённые. Такова икона (середины XVIII в.) с изображением монастыря преподобного Серафима (память в Греческой церкви 6 мая). Исследователи относят её к типу «икон основания», или ктиторских композиций, поскольку здесь представлены все необходимые элементы: ктитор и основатель, преподобный Серафим, монастырский ансамбль с оградой, белым кафоликоном-триконхом, четырьмя зданиями за оградой, Богоматерь, Которой святой поручает покровительство над монастырём, протягивая уменьшенную модель; надписи, раскрывающие смысл происходящего. Традиции критской школы проявляются в образах святых, например, крылатого Иоанна Предтечи, представленного в типе «ангела пустыни» на поясной иконе. Исследователи отмечают, что в технологии личного письма, иконографических деталях сохраняется верность иконным традициям, между тем как фон написан тёмными, светлеющими вокруг контура фигуры красками. Эти приёмы будут часто использовать мастера XIX в. Образ преподобного Павла Ксиропотамского получил разнообразную интерпретацию в памятниках поздней иконописи. Иеромонах-иконописец, подписавшийся литерой «В.», представил его как «ктитора двух монастырей», согласно надписи на иконе (около 1870 г.). Святой стоит перед сидящей на облаках Матерью Божьей с Младенцем на коленях, у его ног представлена панорама Ксиропотама и монастыря св. Павла; в левой руке святой держит прижатый к груди крест, в опущенной правой – свиток. Икона написана с использованием узнаваемых пейзажных элементов (горы, архитектурные ансамбли), пластических эффектов в личной живописи и световых – в трактовке небесных явлений. Исследователи отмечают, что лицевые шитые предметы в Ксиропотаме позднего происхождения и, как правило, связаны с молдо-влахийскими вкладами: епитрахиль 1600 г. с образами Божьей Матери Великой Панагии, пророков, составляющими цикл «Похвала Пресвятой Богородицы» (с греческими подписями); плащаница с композициями «Положение во гроб» и «Оплакивание» (XVII в.) с необычно большим числом жён; завеса (подея; около 1683 г.) с небольшими фигурами императоров (Андроника и Романа) в окружении цветочных побегов, исполненных в стиле восточного искусства. Фелонь с изображением в медальонах Христа Великого Архиерея и древа Иессеева (конец XVIII – начало XIX вв.) была выполнена, по мнению исследователей, в русской мастерской. К числу произведений, близких к русскому барокко конца XVII в., исследователи относят два водосвятных резных креста в оправе из позолоченного серебра с камнями и жемчугом (около 1669 г. и около 1671 г.), в их обрамлении повторяются образы драконов и птиц, восходящие к книжной иллюминации.

 



 
PR-CY.ru