КСЕНОФАН из Колофона - Страница 2

Вместе с тем Диоген Лаэртский говорит, что Ксенофан был «изгнан из отечества»; это может свидетельствовать о том, что удаление Ксенофана из Колофона было связано с конфликтом между ним и городскими властями, который мог быть обусловлен политическими причинами, а мог быть вызван и свободомыслием Ксенофана, критиковавшего традиционную греческую религию и представления о богах. По словам самого Ксенофана, он покинул родину в возрасте около 25 лет и последующие 67 лет провёл в странствиях по западным греческим землям. Диоген Лаэртский упоминает, что Ксенофан жил в Занкле (Мессена; ныне Мессина, Сицилия) и Катане (ныне Катания, Сицилия); из других свидетельств исследователи делают вывод, что он посещал Сиракузы, острова Парос и Мальта. Упоминание о пребывании Ксенофана в Элее у Диогена Лаэртского исследователи не встречают; немецкий филолог Герман Александре Дильс предположил наличие в тексте смысловой лакуны и заполнил её словами «был участником выселения в Элею, учил там». Современные исследователи скептически относятся к гипотезе Г.А. Дильса о лакуне; в последних критических изданиях сочинения Диогена Лаэртского вставка Г.А. Дильса приводится лишь в сносках или опускается. Вместе с тем почти все историки философии поддерживают мнение о том, что Ксенофан в течение продолжительного времени жил и учил в Элее. В источниках не сохранилось почти никаких сведений об образе жизни и обстоятельствах философской деятельности Ксенофана. Из высказываний Ксенофана и свидетельств других авторов исследователям известно, что собственное философское учение он излагал в стихотворной форме, выступая в крупных греческих городах перед слушателями как рапсод. По мнению исследователей, Ксенофан не был богат, однако имел небольшое состояние; в одном из фрагментов упоминается, как в конце жизни он жаловался на то, что с трудом может прокормить двух рабов. Приводимые в источниках апофтегмы Ксенофана либо связаны с критикой им греческих религиозных практик, либо отражают бытовое остроумие и простую «мудрость», не предоставляя какого-либо специфического материала для характеристики личности Ксенофана. Он был долгожителем и прожил около ста лет. Это подтверждают как ранние, так и поздние источники: Деметрий Фалерский (середина IV – конец III вв. до н.э.) и Панетий Родосский (II в. до н.э.) отмечали, что Ксенофан «своими руками похоронил своих сыновей» (согласно Диогену Лаэртскому); в сочинении Цезорина (III в.) «О дне рождения» говорится, что Ксенофан прожил больше ста лет; в сочинении «Долгожители», авторство которого приписывалось Лукиану Самосатскому (II в.), сообщается, что Ксенофан умер в 91 год. Современные исследователи, опираясь на приводимое Климентом Александрийским со ссылкой на историка Тимея из Тавромения (IV–III вв. до н.э.) свидетельство, что Ксенофан был ещё жив около 478 г. до н.э., когда к власти в Сиракузах пришёл тиран Гиерон I (правил в 478–466 гг. до н.э.), полагают, что, вероятнее всего, Ксенофан скончался в 470 гг. до н.э. Значительные споры исследователей вызывал вопрос о месте Ксенофана в античной философской традиции и о его личном и идейном отношении к досократовским философским школам и направлениям.

 



 
PR-CY.ru