КСЕНОФАН из Колофона

КСЕНОФАН из Колофона (VI–V вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и философ, представитель досократовской традиции (см. ст. Досократики), один из основоположников античного философского монотеизма. В античных источниках содержатся лишь краткие и отрывочные сведения о жизни Ксенофана. В посвящённом Ксенофану разделе сочинения «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэртский без особого успеха обобщил нередко противоречившие друг другу сообщения предшествующих доксографов. Соотнося повествование Диогена Лаэртского, которое исследователи считают наиболее подробным собранием сведений о Ксенофане, с другими источниками, историки античной философии с конца XIX в. предпринимали попытки построить непротиворечивую биографию Ксенофана. Сложность для исследователей определения времени рождения Ксенофана связана с тем, что, согласно свидетельству Климента Александрийского (II–III вв.), ссылающегося на «Хронику» Аполлодора (II в. до н.э.), Ксенофан родился в сороковую олимпиаду, т.е. между 620 и 616 гг. до н.э.; такие же сведения c опорой на этот же источник сообщает Секст Эмпирик. По мнению учёных, столь ранняя датировка ошибочна, т.к. она противоречит другим сведениям о жизни Ксенофана. Обычно её объясняют тем, что Климент Александрийский и Секст Эмпирик опирались на испорченную версию «Хроники» Аполлодора, в которой обозначение пятидесятой олимпиады оказалось заменено обозначением сороковой олимпиады. Таким образом, по мнению большинства современных учёных, Ксенофан родился в пятидесятую олимпиаду, т.е. между 580 и 577 гг. до н.э. В случае принятия этой коррекции сообщения Климента Александрийского и Секста Эмпирика могут быть согласованы с данными Диогена Лаэртского, который, также ссылаясь на Аполлодора, утверждал, что «расцвет» Ксенофана приходится на шестидесятую олимпиаду, т.е. на 540–537 гг. В «Хронике» Евсевия, епископа Кесарии Палестинской (III–IV вв.), имя Ксенофана упоминается дважды: сообщается, что он «был известен» в пятьдесят шестую олимпиаду, т.е. в 556–552 гг. до н.э., а также между пятьдесят девятой и шестьдесят первой олимпиадами (в греческой и латинской версиях) или, более точно, в начале шестидесятой олимпиады, т.е. около 540 г. до н.э. (в армянской версии). Все источники согласны в том, что Ксенофан происходил из Колофона – одного из 12 городов Ионийского союза, крупного торгового и политического центра (располагался между Эфесом и Лебедом; ныне руины в 40 км от Измира, Турция). О социальном положении Ксенофана, а также о его жизни в Колофоне ничего не известно. Источники расходятся даже относительно имени его отца: по утверждению Аполлодора, его звали Орфомен, по другим сведениям – Дексий. Согласно наиболее распространённой гипотезе, причиной, по которой Ксенофан в молодом возрасте навсегда покинул Колофон, является завоевание города в середине 540 гг. до н.э. мидийским военачальником Гарпагом, подчинявшимся персидскому царю Киру II Великому (исследователи полагают, что именно с этим завоеванием связано упоминание «Мидийца»).

 



 
PR-CY.ru