КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 5

Монастырский Устав Корнилия (заглавие: «О жительствѣ от божественных писаний избранна о устроении преданных нам образ от святых отець во спасение душам И писанием вдан сущим о Христѣ братиям моим во обители Преславныя Богородица, честнаго ея Введения, в ней же жителствуем») – один из немногих дошедших до настоящего времени древнерусских общежительных уставов, он сохранился более чем в 20 списках, датируемых XVI–XIX вв. Все они принадлежат к одной редакции. Два старейших списка (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом), выявлен Яковом Соломоновичем Лурье; Российская государственная библиотека, включает Устав Корнилия и «Предание» и Устав Нила Сорского) по филиграням исследователи датируют 1530 гг., следовательно, они могли быть прижизненными. Остальные известные исследователям списки были созданы не раньше начала XVII в., исследователи встречают их исключительно в рукописях, содержащих Житие Корнилия и Службу святому. По мнению исследователей, к этому времени Устав уже не воспринимался как документ, регулирующий жизнь монастыря. Памятник состоит из предисловия и 15 глав: 1) «О церковнѣм благочинии и о съборнѣй молитве»; 2) «О благоговѣиньствѣ и благочинии трапезном, и о пищи и питии»; 3) «Указ о ястиах и о питии»; 4) «О еже не подобает кому ясти и пити кромѣ общиа трапезы без благословениа»; 5) «О одѣждах и обущах, и о прочих вещех»; 6) «О еже не просити кому что от внѣшних мирскых или инок»; 7) «О еже не имѣти особнаго стяжаниа никому ничего»; 8) «О еже не възимати кому ничтоже нигдеже без благословениа игуменя и келарева»; 9) «О еже не приходити кому безвремѣнно въ трапезу и въ служебныа келиа»; 10) «О еже вкупѣ братиам, сходящимся на дѣло кое, подобаеть творити с молчанием и съ молитвою»; 11) «О еже не подобает из монастыря къ своим или инудѣ кудѣ безсловесно исходити»; 12) «О еже не приимати братиам милостыни себѣ по рукам ни от кого»; 13) «О еже не быти питию пианственному ни от кого»; 14) «О приходящих братиах и хотящих в мѣсте сем по смерти моей жити, имуще же стяжаниа особнаа»; 15) «О исходящих из монастыря и паки възвращающихся братиах наших». Предисловие Устава следует тексту «Предания» Нила Сорского. Отличие, по мнению исследователей, состоит лишь в том, что Корнилий пропустил «Исповедание веры» и изменил правила приёма в монастырь (в Ниловом Сорском скиту никого не постригали, а у Корнилия сказано о пострижении мирян). Устав цитирует «Предание» в главе 11, где говорится о необходимости безотлагательного покаяния, особенно если инок впал в согрешение, находясь вне обители.

 



 
PR-CY.ru