КОРНИЛИЙ, Крюков

КОРНИЛИЙ, Крюков (около 1456 – 1538 гг.) – преподобный (память 19 мая, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых и в первое воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых), основатель Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Основными источниками биографических сведений о Корнилии являются его Житие, известное более чем в сорока списках конца XVI – XIX вв., акты Корнилиева Комельского монастыря, а также Жития учеников Корнилия, прежде всего, преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Исследователи отмечают, что Житие Корнилия, несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в нескольких редакциях: Первоначальная возникла в 1560–1570 гг. (Российская национальная библиотека; Российская государственная библиотека); Основная была создана, по мнению исследователей, около 1589 г. иноком Нафанаилом, которого Василий Осипович Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: Российская национальная библиотека, 1606 г.; Российская государственная библиотека, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; начало: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, девяти посмертных чудес (два из них датированы: первое – 1542 г.; девятое – 1556–1557 гг.), два прижизненных чуда, помещённых после посмертных, рассказ об ученике святого Геннадии и Похвальное слово (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Татьяны Борисовны Карбасовой, объём заимствований значительный – около треть текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом Корнилия и посвящённой ему Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей Корнилия и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому исследователи их условно называют «корнилиевскими сборниками». Первая Проложная редакция Жития была написана, как полагают исследователи, специально для первого издания мартовской половины Пролога (М., 1643 г.). Ещё две Проложные редакции созданы во второй половине XVII в., по мнению исследователей, составителями сборников, в которых они находятся (Российская национальная библиотека; Российский государственный исторический архив). Во второй половине XVII в. получили распространение списки с новым чудом Корнилия, датируемым 1651 г. (это – единственное чудо, записанное после чудес, составленных в конце XVI в.). Исследователям известны списки XVIII в. с подбором выписок из Жития. В одной из редакций памятника, условно именуемой «Архивской», пересказ Устава Корнилия в Житии был заменён полным текстом (Российский государственный архив древних актов, конец XVII в.). Известны поздние переработки Жития без чудес (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, XIX в.), с комментариями. Литературными источниками Жития являются Пространная редакция Жития Павла Обнорского, Житие Кирилла Белозерского, написанное Пахомием Сербом, и, как полагают исследователи, Минейная редакция Жития Димитрия Прилуцкого.

 



 
PR-CY.ru