КОРНИЛИЙ, Косма

КОРНИЛИЙ, Косма (первая четверть XVII в. – 1681 г.) – Александровский строитель Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, духовник Александровского в честь Успения Божьей Матери женского монастыря, преподобный (память 23 июня – в Соборе Владимирских святых). Подробный рассказ о монастырской деятельности Корнилия содержат «Летопись об Успенском Александровском монастыре» (Государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник «Александровская слобода», 1767 г.; Отдел письменных источников Государственного исторического музея, вторая половина XIX в.) и «Сказание о Пресвятой Богородицы Успения, что во Александрове слободе во Успенском девичьем монастыре» (единственный список: Государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник «Александровская слобода», третья четверть XVIII в.). По мнению Людмилы Владимировны Мошковой, «Сказание…» и «Летопись…» создавались не позднее конца 1680 гг. Сведения о Корнилии сообщает также «Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени», памятник конца XVII и начала XVIII вв. (Отдел письменных источников Государственного исторического музея (современный шифр установлен Е.В. Романенко), первая треть XIX в.; Российская государственная библиотека, 1766 г.; Российская государственная библиотека, XIX в.; Российский государственный исторический архив). Имена родителей Космы (Игнатия и Евдокии) упомянуты в синодиках Лукиановой пустыни и Успенского монастыря (Государственный исторический музей, конец XVII – XVIII вв.). Отец был купцом, тяглецом московской чёрной слободы Троице-Сергиева монастыря, располагавшейся за Земляным городом, на реке Неглинной. Семья отличалась благочестием: в роду Корнилия упомянуто четыре схимника, восемь монахов, три схимницы и инокиня. Косма рано выучился грамоте, в 23 года поступил в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь, где принял постриг и прожил пять лет. Ища уединения, он поселился во Флорищевой Успенской пустыни, основанной в конце 1640 гг. Здесь Корнилий исполнял клиросное послушание, однако из-за конфликта с настоятелем Иларионом (впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский) перешёл в Лукианову пустынь. Исследователи полагают, что Корнилий был одним из первых насельников Флорищевой пустыни, и стремительное возвышение Илариона (в 1653 г. поступил в монастырь, в 1654 г. рукоположен во иерея, в 1655 г. назначен настоятелем) вызвало его недовольство. В 1656/1657 г. Корнилий был рукоположён во иерея. 13 мая 1658 г. грамотой патриарха Никона по выбору братии его утвердили строителем и духовником Лукиановой пустыни (Отдел письменных источников Государственного исторического музея). В 1659 г. в обители построили по благословению патриарха Никона деревянный трапезный храм в честь Богоявления (церковь возобновили в 1669 г. по благословению патриарха Иоасафа II; в 1680 г., при Корнилии, был заложен новый, каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата и шатровая колокольня). В декабре 1669 г. Корнилий получил разрешение от патриарха Иоасафа II на строительство деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru